|
Редакционное задание – найти звезду «молодого «Аншлага» с «тувинским прошлым» Светлану Рожкову – выполнить оказалось довольно просто. Главная «свекруха» страны оказалась обладательницей симпатичного и очень информативного сайта в Интернете. Ее электронный адрес, в отличие от многочисленных «мертвых» имейлов тувинских ведомств, которые можно засыпать письмами, но никогда не получать ответы, оказался вполне «живым». Через пару часов на мою просьбу встретиться со Светланой ответил ее муж Юрий Евдокунин, по совместительству продюсер и партнер по сцене. Еще через пару дней он и встретил меня у театра Киноактера, где шли съемки очередного «Аншлага».
В этот вечер рамки популярной телепередачи решили расширить – включить цирковую эксцентрику. За кулисами многолюдно. Гримерок не хватает. В них по 5-9 человек. Исключение сделано лишь для Регины Дубовицкой, соседствующей с Кларой Новиковой. Все фамилии выписаны аккуратным столбцом на дверях. Одиноко маячит только фамилия Винокура на одной из дверей. Покой мэтра эстрады строго блюдут.
Светланa как раз готовится к выходу, ее гримируют. Процедура ответственная, но Рожкова успевает пошутить и прокомментировать происходящее. Потом
примерка нового образа с широченной юбкой. Вместе с Региной Дубовицкой придирчиво изучают его у зеркала. Хозяйка «Аншлага» на удивление миниатюрна и скромна. Наконец, есть возможность уединиться для интервью в гримерке Светланы. Но там обнаруживаем переодевающегося Игоря Маменко. Мастер анекдота расплывается в улыбке и успевает наговорить на диктофон признания в любви своей соседке и партнерше по сцене. Рожкова с юмором реагирует. Она мне все больше нравится. Ни капли звездности и самозначительности. Естественная во всем. Искренняя. Открытая. Светлая. Подумалось, как точно ей подходит имя. Включаю диктофон.
Люблю-не люблю
Я люблю свою профессию. Люблю время и место, в котором живу. Люблю друзей. Люблю мужа.
(Что-то? Не расслышал? – переспрашивает возникший в гримерке из ниоткуда муж Юра.) Да-да, вот уже почти 20 лет люблю своего мужа. Люблю свою семью. Детей. Я люблю, когда у меня все получается. Люблю, когда у меня есть средства, для того, чтобы все получилось.
Я не люблю, когда врут. Предают. Не понимаю, когда корыстные интересы превалируют над человеческими. Не люблю, когда не держат слово.
(о первых минутах жизни звезды по рассказам очевидцев)
В тысяча девятьсот шестьдесят - каком-то году, в роддоме г. Можайска, в 5 часов утра, 16 февраля раздался радостный детский крик, оповестивший мир о рождении особи женского пола, которую впоследствии, родители: мать - Елена Михайловна Рожкова, и отец - Анатолий Иванович Рожков назвали, ласковым именем Светлана. Ребенок быстро набирал вес и в положенное время мать и дитя выписали из стационара. Отчим матери дед Федор, напившись на радостях, лихо подкатил к подъезду роддома на санях, запряженных смирной серой кобылой. Путь предстоял долгий, в село Губино, что в 18 км от Можайска. Мать со младенцем устроилась на свежей соломе и вскоре, положив ребенка рядом, мирно задремала. Дед Федор, сидя на облучке, всю дорогу орал песни. Через N-ное количество времени, сани въезжали на родимое подворье. Из избы выбежала бабка Ульяна, и через минуту, в ночи, раздался ее пронзительный крик: «Где моя внучка, ироды!!!». В санях, окромя соломы и матери, никого не было. Младенец исчез!!! Женщины заверещали в два горла. А дед Федор, мгновенно протрезвев и оценив обстановку, генеральским басом рявкнул: «Цыц, куры, дите по дороге потеряли! Щас мигом привезу!» Развернул сани и погнал по направлению к Можайску. Дед был прав. В 2 км от села Губино, на высоком снегу, лежал пестрый конверт, в котором мирно посапывало дитя. Так началась жизнь артистки эстрады Светланы Рожковой.
Корни
Я родилась под Москвой, в Можайске. Там и прошли мои первые годы, пока в течение трех лет продолжалось противостояние родителей. Папа, уроженец Ставрополья, как истинный патриот, уехал на родину, и терпеливо ждал маму. Мама упорно сопротивлялась переезду, но потом все же сдалась и, как жена декабриста, поехала на юг. Так мы оказались на Северном Кавказе. Правда, мечту когда-нибудь вернуться в Москву мама не оставляла. Позднее подвиг декабристов повторила и я, когда ехала из Ленинграда в солнечную Туву.
Почему в артистки?
Как-то вечером, после репетиции в школьном театре я возвращалась домой вместе с режиссером театральной студии. Болтали о том о сем и вдруг она спросила: «Света, а почему ты хочешь стать актрисой?» Я пошутила: «Валентина Ивановна, у меня одна жизнь, а если я стану актрисой, я проживу множество жизней". Она резко остановилась, ойкнула, глаза ее округлились. Я тихо спросила: "Что с вами, Валентина Ивановна?!". И тут она произнесла фразу, после которой я онемела, и глаза мои вывалились из орбит: «Света, ты повторила слова Сары Бернар!» В 17 лет я уже определилась. Мои родители мечтали о моем университетском студенчестве в г.
Ленинграде, а я тайно снесла документы в театральный ВУЗ, конечно, провалилась, но опыт приобрела, вернулась в Кисловодск и пошла работать в филармонию - ведущей концертов. Через полгода меня отправили в Ленинградскую творческую мастерскую эстрадного искусства при Ленконцерте. Ленинград моя вторая любовь! 2 года я была его частичкой. Мои первые педагоги: И.Р. Штокбандт, А.С. Шведерский, О.И. Альшиц открыли для меня целый мир под названием - разговорная эстрада.
Богданов
В Ленинградской творческой мастерской эстрадного искусства в это же время ставили новую программу артисты тувинского ансамбля «Аян». Мы пересекались на общих занятиях. Там и познакомились. Подружились. А с одним из «Аяновцев» Андреем Богдановым нас связали не только дружеские отношения. Я вышла замуж, уехала в Кызыл, родилась дочь Яна. Мы прожили вместе 6 лет. Ничего плохого о них сказать не могу. Не худшие годы моей жизни.
Андрей потом эмигрировал в США. У него там дом, работа. В общем, все сложилось. Хотя мы расстались, дружеские отношения поддерживаем. Ведь у нас дочь, Яне уже 22 года.
Первый конфликт
Тува! Замечательный край! Замечательные люди! Правда, как-то сразу не сложились отношения с замминистра культуры - Валентиной Владимировной Оскал-оол. Почему не сложились? Не знаю. В нашу первую встречу она прямо сказала: «Девочка, я дам тебе совет. Собирай свои вещи и возвращайся-ка лучше в Ленинград». Совету я не последовала.
«Аян»
В коллективе меня приняли хорошо. Я увлеклась этникой. Ребята играли такой необычный синтез электронной музыки и тувинского фольклора. Я выступала в другом отделении. Сделала тувинскую легенду, красивое народное сказание. Это был такой мини-спектакль, в котором я использовала и свои танцевальные способности. Конечно, было опасение, что могу не вписаться. Без языка… По-моему, получилось. По крайней мере, инородным телом я не смотрелась.
Мы жили у бабушки Андрея в Кызыле. Сам он родом из Ак-Довурака. Из Ак-Довурака были также Саян и Саша Бапа (группа «Хун-Хурту» - Д.О). Кстати, с Саяном мы иногда встречаемся. Они с Кайгал-оолом (Ховалыгом – Д.О.) недавно были у меня в гостях.
С «Аяном» мы объездили всю республику. Думаю, если бы не гастроли, я Туву толком бы и не увидела. Уставали? Нет. Сутками могли не спать, не есть. А силы были. Был задор. Молодость…
Помню сельские клубы. Мы давали по три концерта в день! Биток! В 11 часов собирались дети. Днем – молодежь. А в вечернее время – взрослые.
Это были 2 года моего становления, закалки. Мне ведь было 18.
Случай на границе
Поскольку Тува граничит с Монголией, наш коллектив часто выступал в погранотрядах. Помню один из таких концертов. Я отработала свой номер и ко мне обратился командир заставы с просьбой исполнить что-нибудь еще, так как
солдатам, вдали от родного дома, очень приятно смотреть на молоденькую русскую девчонку. Я растерялась, в репертуаре у меня ничего больше не было, а замполит пришел мне на помощь. Он сказал: «Это не беда! Вот Вам устав караульной службы, идите на сцену и читайте!» И вот теперь представьте картину. На далекой заставе, стоит перед микрофоном в тувинском платье девица европейской наружности и, ничего не понимая, читает: «Командир роты обязан проверить распределение личного состава караула, согласно табелю постов...» И надо сказать, успех был потрясающий. Солдаты так мне аплодировали, что чтение устава пришлось повторить на «бис»!»
Тува
Было такое ощущение, что я попала на другую планету. Все было другим. Я никогда не забуду, как впервые попала в юрту. Как увидела яка. Как охотник-тувинец принес связку соболиных шкур. Другая обувь. Другая одежда. Другие обычаи. Мне было все интересно.
Необычное блюдо. Такие обжаренные зерна. (далган – Д.О.). До сих пор помню их вкус. А как я в первый раз съела кусок курдюка? Все на тебя смотрят. Это же честь, знак гостеприимства. Организм протестует, а ты должна это съесть. Я справилась.
Тогда я впервые попала и заграницу! В Монголию. Тогда, чтобы проехать в какой-то кусочек Тувы (Монгун-Тайга – Д.О), нужно было пересечь Монголию. Там граница. Столбы. Пограничники. Проверки. Все чин-чинарем. Так я впервые оказалась зарубежом.
А морозы! У меня ведь там валенки примерзли. Мы возвращались в Кызыл из гастролей по районам. Мороз был – за 40! Автобус «Кубань». Ехали несколько часов. Так, когда приехали, я ноги не могла от пола оторвать. Валенки примерзли.
Так привыкла к морозам, что когда в Россию приехала, зимой в шубе нараспашку ходила.
Остались очень добрые воспоминания. Даже то противостояние с замминистра… Оно меня так закалило. Ведь я была девчонкой. Только начинала. И нужно было выживать. Бороться. Уметь постоять за себя. Это была большая школа. Думаю, что не будь в моей жизни этой «тувинской» закалки в период моего становления, вряд ли бы я чего-нибудь добилась потом.
«Вы не прошли аттестацию»
В то время все артисты должны были проходить переаттестацию. Что-то типа худсовета, решающего, способен ли ты и дальше выступать на сцене. Главой аттестационной комиссии был министр Серен. С ним у меня сложились нормальные рабочие отношения, а вот с замом все два года продолжалось противостояние. В отсутствии министра, который уехал в командировку, возглавила комиссию Валентина Владимировна. Меня не аттестовали. Что дальше? Если артист не проходил местную аттестацию, ему давали шанс аттестоваться во всесоюзной комиссии. Так я оказалась в Москве. Аттестацию прошла. Но в Туву уже не вернулась.
Шум в прессе
Я помню ту шумиху в прессе в начале 90-х. О межнациональных волнениях в Туве. Но вы же знаете, как это обычно подогревается! Значит, кому-то это было нужно. Я объездила Туву вдоль и поперек. И никогда не чувствовала какого-либо антагонизма. Думаю, не случись в нашей стране этой (пытается найти слово)… беды, может быть, не было бы и таких конфликтов.
В любой нации есть добрые и злые. Трусы и смельчаки. Подлецы и герои. Навешивать ярлыки – дело неблагодарное.
Красота
Тува – это настолько необычное место. Эти закаты! Эти восходы! Поверьте: я очень много поездила, но такой красоты, как в Туве, я больше нигде не видела.
Тут же тебе и снег, и тут же лежат верблюды.
Конечно, это была молодость. Когда тяготы и лишения переносятся легко. Когда ты сталкиваешься с несправедливостью, то она кажется первостепенной, тем, что волнует тебя больше всего. Но потом, проходит время. Негатив улетучивается. А все доброе светлое остается. Не знаю, может, это зависит от характера. Но у меня так.
Остались только добрые воспоминания.
Будет возможность, передайте спасибо Валентине Владимировне. Это искренне. Спасибо за то, что она научила меня бороться. Это без злобы.
Огромный привет всем «аяновским» – Гале (Сюрюн – Д.О.), Надюше (Шойгу – Д.О), Марине (Сарыглар – Д.О.), Демирольчику. Кстати, он мой собрат по жанру. В Ленинграде, когда уже было ясно, что я поеду в Туву, была идея сделать такой дуэт – большая девочка и невысокий юноша.
А с Галей у нас даже были одни концертные сапоги на двоих. Она отпевала номер, быстро прибегала, я натягивала сапоги и выходила на сцену.
Слышала, что она теперь замминистра культуры. Приглашает в Туву. С удовольствием приеду. Когда позовете.
Позвали Рожкову. На сцену. А у меня еще остались незаданные вопросы. О Богданове, тувинском быте, семье, нынешнем бытии в «Аншлаге»… Видимо, придется еще раз встретиться.
О Светлане
Регина Дубовицкая, «Аншлаг»:
«Свету отличает, конечно, наличие таланта. Она очень талантливая актриса, но думается, то, что она сейчас делает, - это только начало».
Надежда Шойгу, солистка тувинской госфилармонии: «Света на концертах рассказывала сказки. Помню, как она прекрасно выступала с «Кодур-оол и Биче-кыс». Она никогда не сердилась, не хмурилась, всегда была улыбчивой. Как-то я у нее спросила: «Светлана, ты вообще умеешь сердиться? Грустить?». В ответ она тогда отшутилась. Они с мужем Андреем никогда не ругались, жили очень дружно. Тогда мужем Гали (Сюрюн – Д.О.) был Саша Бапа. Они дружили семьями. Светланина простота, доброта всегда подкупали людей. Чаптанчыг уруг».
Олег Сарыглар, руководитель частного фонда културы, артист ансамбля «Аян» в 80-х: «Когда я ее увидел в Ленинграде, первое, что в глаза бросилось - как она курит. Курила она здорово. Все мы были влюблены в ее обаяние, веселый характер. Она засыпала нас анекдотами. Со всеми общалась просто, была дружелюбной.
Николай Лукинский: «Женщин в юмористическом жанре работает немного. Для этого нужна смелость. Ведь ты поневоле выставляешься в смешном свете. И, конечно, редко какая женщина рискнет на такую насмешку над самой собой, выйти на сцену некрасивой. Светлана – очень талантливая артистка. И этим все сказано. У нее большой опыт и глубокий профессионализм. Она яркая и характерная. Ее ни с кем не спушаешь. Это самое важное. Популярности может быть чуть больше или чуть меньше. Это дело времени, случая, везения, политики… Главное – не останавливаться. Света как раз движется вперед. Она не стоит на месте и все лучшее у нее еще впереди.
Галина Сюрюн, заместитель министра культуры, солистка ансамбля «Аян» в 80-х: «Помню те времена как будто это было вчера, потому что все было таким интересным, ярким. В Ленинграде мы со Светланой жили в одной квартире в течение трех месяцев. Она очень добрый по натуре человек. Я была очень рада, когда она подружилась с Андреем, еще больше обрадовалась, когда она решила поехать с нами в Туву. После первого концерта у нас начались гастроли по Уралу и Сибири, потом по Туве. У нас ведь такие морозы и для Светы, человека родом из южного Кисловодска, это было ужасным испытанием. Я помню, у нее был постоянно красный нос.
На концертах она выступала с интересными монологами. Мы проработали вместе около двух лет. Ее мама была очень строгой, работала в Кисловодске зам.директора филармонии по концертной деятельности. Были мы на гастролях и там, жили у Светиной мамы. Помню, мы как-то на четверых девушек выпили одну бутылку сухого вина, потом так боялись мамы, что перед тем как вернуться домой, долго стояли жевали-зажевывали запах всякой всячиной. Нам тогда было по 20 лет.
Светлану мы обязательно пригласим в Туву. Только когда будет потеплее, чтобы у нее опять не покраснел нос.
|
|