|
Столица нашей республики Кызыл – многонациональный город. Наряду с общереспубликанскими проблемами в столице возникает целый ряд городских вопросов в сфере межнациональных отношений. Поэтому, на мой взгляд, мэрии столицы следовало бы обратить серьезное внимание на эти проблемы. Наша республика весьма урбанизирована. Редко где увидишь такое, когда практически более трети населения субъекта проживают в столице. Мы к тому же не берем во внимание г. Ак-Довурак и другие поселения городского типа республики. А в летний период и вовсе больше половины населения республики находятся в столице в силу известных причин: летние отпуска, поступление абитуриентов в ВУЗы и ССУЗы… И все это создает, на мой взгляд, определенные проблемы для столичных властей, в том числе и сфере межнациональных. Прежде всего, скажу о том, что ситуация в этой сфере в настоящее время нормальная. Для тех, кто долгое время живет и работает в многонациональном городе, абсолютно естественной является толерантность (то есть терпимость), благожелательность к другим национальностям. И, как правило, культура межнационального общения в городе достаточно высока. Поскольку именно здесь уже давно укоренились хорошие традиции межнациональных взаимоотношений, так как люди общаются интенсивно, сообща решают общие проблемы, очень много интернациональных коллективов и, наконец, смешанных семей. И, выражаясь сугубо чиновничьим языком, ситуация в этой сфере управляемая. Но это, конечно же, не повод для самоуспокоения. В этой связи мы должны учитывать тот факт, что в Туве в силу особенностей исторического развития еще не сложились до конца традиции межнационального общения. Что я имею в виду? Во-первых, из-за позднего вхождения в состав бывшего СССР и РСФСР вот уже свыше 60 лет идет формирование традиций межнационального сотрудничества и общения. Согласитесь, что это весьма короткий исторический срок по сравнению с другими субъектами Федерации. Например, Бурятия, Якутия, Татарстан, Башкортостан и другие национальные республики уже несколько столетий находятся в составе Русского государства и можно утверждать, что там уже окончательно сложились эти традиции. То есть должно смениться несколько поколений людей, чтобы говорить уверенно об этом. А город является хорошей базой для интернационализации социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни. Прежде всего, следует иметь в виду, что процесс интернационализации – это глобальный процесс. Это предвидел еще философ И. Кант. Он впервые заговорил о глобализации в современном смысле этого слова. Свидетелем чему мы и являемся сегодня в глобальном масштабе. А что же касается тувинской и русской национальных культур, то надо иметь в виду, что процесс взаимовлияния и взаимопроникновения различных национальных культур – это естественный исторический процесс. Возьмите для примера современные обряды тувинских свадеб, когда зачастую заимствуются русские свадебные обряды. А что творится на кладбищах Тувы в Родительский День, когда поминают усопших? Тувинцы, последователи буддизма и шаманизма, вовсю следуют православным, христианским традициям и обычаям… И примеров можно привести еще много. Вся история человечества – это процесс взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Одни культуры и цивилизации исчезали, другие появлялись, но не голом месте, а на основе предыдущих, видоизмененных. Другое дело, что не надо форсировать или тормозить эти события. Они должны идти естественным, эволюционным путем. Форсированием этих процессов страдали, например, большевики, коммунисты. Вспомните известный лозунг «Создание единой исторической общности людей – советский народ…» Несколько слов об усиливающейся миграции сельского населения в столицу. Говоря об этом, мы, прежде всего, должны исходить из конституционных положений о свободе передвижения граждан внутри своей страны и своего региона. Но у нас в республике есть беспокоящие вопросы в плане миграции. Возьмем миграцию внутри республики. За последнее десятилетие мы наблюдаем, к сожалению, усиливающуюся миграцию в Кызыл из кожуунов и других городов республики. Это, разумеется, связано с трудностями реформирования сельского хозяйства и животноводства в кожуунах и, как следствие, безработицей и другими неурядицами в социальной сфере. Надо еще к этому добавить возросшую преступность, когда сельский житель зачастую становится незащищенным в плане неприкосновенности своего скота и собственности, здоровья и жизни и чувствует себя достаточно уязвимым. И возникает иллюзия у сельского жителя в том, что в городе он быстро и эффективно может решить эти проблемы. И мы получаем наплыв мигрантов из села, что создает дополнительную нагрузку на и без того загруженную и перегруженную социальную инфраструктуру нашей столицы. Сельские жители, особенно моноязычных кожуунов, где нет интенсивного межнационального общения, начинают испытывать своеобразный дискомфорт при приезде и переезде в город, так как в любом случае им приходится вступать в контакты с представителями других национальностей. Менее болезненно это проходит для жителей кожуунов со смешанным населением, таких как Каа-Хемский, Тандынский, Пий-Хемский, Улуг-Хемский, Чеди-Хольский, Кызылский, отчасти Тоджинский и г. Ак-Довурак. Это связано с тем, что население этих кожуунов уже имеют опыт межнационального общения. А вот жителям остальных кожуунов, в особенности западных, приходится сложнее. В городских условиях им приходится сложнее адаптироваться. Разумеется, со временем все нормализуется. Но для этого нужно определенное время. Я, будучи в рядах Советской Армии, наблюдал процесс такой адаптации призывников из Тувы. В республике было время, особенно после вхождения республики в состав РСФСР, когда русское население, особенно учителя, врачи и интеллигенция других специальностей, проживало почти во всех районах Тувы. Даже в таких далеких населенных пунктах как Кунгуртуг, Хандагайты и другие. Тому есть объяснение. В условиях жесткого советско-партийного режима, в районы приезжали специалисты по направлениям, так сказать, по «комсомольским и партийным путевкам» из других областей, краев и городов бывшего СССР. Попробуйте в то время от этих направлений «отвертеться». И эти люди внесли большой вклад не только в развитие экономики и культуры нашей республики, но и сыграли положительную роль в становлении хороших традиций межнационального общения. Сейчас условия изменились. Русское и русскоязычное население сосредоточилось в центральных кожуунах, Кызыле и Ак-Довураке. В наше рыночное время, когда практически отсутствует система распределения специалистов в учебных заведениях, очень трудно направить того или иного молодого специалиста (и не только русского, но и тувинца) в кожууны. В результате этого страдают, прежде всего, наши дети. Что я имею в виду? Это, прежде всего, слабое знание русского языка, языка межнационального общения. Уже давно возникли проблемы и с преподаванием иностранного языка для сельских школ. Без их знаний учеба в ВУЗах весьма проблематична. В результате мы имеем вполне объяснимое стремление родителей детей, особенно старших классов, выучить детей именно в столичных школах. Их можно понять: любой родитель хочет, чтобы его дети получили хорошее школьное образование и поступили в престижный вуз не только за пределами Тувы, но и в нашей республике. В результате наша столица получает колоссальную нагрузку в социальном плане. Это перегруженность школ, нехватка учителей, усиливающийся поток мигрантов из села в город, так называемый «нахалстрой» и «самострой», обострение жилищного вопроса и возникновение других социальных проблем… Естественный результат этого - крайне высокий уровень преступности в столице, которая интернациональна, не щадящая ни русских, ни тувинцев. Абстрагируясь от социально-экономических причин, я считаю, что большая недоработка здесь правоохранительных органов Тувы, в том числе и Кызыла. Я считаю (это мое личное мнение), что пагубную роль в этом процессе миграции играет высокий уровень преступности в республике, особенно в ее столице. Не только русский и русскоязычный, но тувинский житель не может себя чувствовать себя защищенным от преступников любой национальности. Это факт, связанный с неэффективной, плохой работой органов внутренних дел республики. И первая реакция, например, у русского человека, в ситуации, когда он непосредственно сталкивается с преступными посягательствами против него лично, его родственников и друзей, то это желание и стремление уехать из республики в другие регионы. Он почему-то наивно полагает, что там за Саянами с преступностью ситуация получше, хотя и там есть та самая преступность. Другое дело – количество и уровень преступности, его, так сказать, «цивилизованность», если это слово вообще применимо в данном случае. Имеется в виду безмотивные преступления, уровень тяжких, дерзких и совершенно диких преступлений в республике. Отдельный вопрос – преступления связанные с межнациональными конфликтами. На моей памяти в Туве еще не было осужденных именно по этим статьям. Когда даже есть факты национальной неприязни, почему-то эти преступления квалифицируются как хулиганство, бандитизм, например. Это остатки советских традиций судопроизводства. Надо от них уходить и называть все вещи своими именами. В Уголовном кодексе РФ имеются специальные статьи, предусматривающие наказание за эти деяния. Тем более, что в российской судебной практике уже много случаев, когда граждане осуждены именно за статьи, связанные с межнациональной нетерпимостью, ненавистью и. д. и т. п. Есть положения российской и тувинской Конституций о свободном передвижении людей. Поэтому никакие ограничительные, тем более, запретительные меры ни в чем не помогут. Тут, на мой взгляд, нужно идти другим путем. Это закрепление еще оставшихся учительских кадров на селе и направление новых учителей русского, иностранных языков и других школьных предметов, в том числе и из столичных школ по желанию. Но на основе совершенно других способов стимулирования. Как Вы понимаете, здесь так называемые «партийно-комсомольские путевки» уже не помогут. Мы в приказном порядке не сможем никого направить в село. Необходимо создавать льготные условия в вопросах жилья и заработной платы для сельских учителей, особенно для преподавателей русского и иностранного языков. Смелее надо идти на заключение специальных контрактов или договоров местных администраций с учителями с указанием конкретных сроков работы, обеспечения жильем, условий работы, льгот, будущего пенсионного обеспечения, предоставление определенных льгот после окончания договора или контракта. Иного выхода у нас нет, если мы действительно хотим как-то решить вопросы улучшения качества преподавания предметов в сельских школах, тем самым остановить усиливающийся поток миграции населения из кожуунов в Кызыл. Вы посмотрите, что творится вокруг Кызыла и не только. Я имею в виду самовольное строительство жилья, проживание и прописка на дачах. Если этот процесс не остановить, то скоро уже половина населения республики будет проживать в столице. А это еще больше обострит и так уже осложнившиеся столичные социальные проблемы. Но внутрирегиональная миграция объективно была, есть и будет в будущем. Это естественный процесс. Ведь наша республика живет в едином социально-экономическом и общественно-политическом пространстве. Скажу только одно: чем стабильнее социально-экономическая и общественно-политическая обстановка на селе, чем яснее и конкретнее перспективы в кожуунах, тем больше будет положительное сальдо в миграции населения в пользу села. Конечно, большую роль в этом деле играет и уровень преступности в плане защищенности имущества, здоровья и жизни человека на селе. Вся работа республиканских властей, в том числе и столичных, должна быть направлена на решение этих проблем. Большую роль в деле создания необходимых условий для толерантности между народами в столице играют национальные диаспоры. Следует сказать, что инициатива создания и деятельности организаций и Центров, представляющих интересы различных национальных диаспор республики, должна исходить «снизу», то есть со стороны их представителей. А государственные и органы местного самоуправления должны их поддержать и помочь. А то бывает иногда и так, что, проявив инициативу однажды, представители диаспор исчезают надолго, и приходится иногда их разыскивать. Зарегистрирированы и успешно работают Русский Центр традиционной русской культуры, Общество «Манас-Ата» кыргыской диаспоры, армянская диаспора. Неплохо работают Немецкий, Бурятский, Якутский культурные Центры. Желательно, чтобы эти Центры действовали в масштабах республики. Например, существует проблема удовлетворения культурно-духовных потребностей русского и русскоязычного населения в некоторых кожуунах. Почему бы этим национальным Центрам не заняться организованной доставкой зрителей на транспорте в Тувмуздрамтеатр и Тувгосфилармонию из хотя бы близлежащих русскоязычных сел, когда там идут русские спектакли и концерты. На мой взгляд, русское и русскоязычное население республики уже приходит в себя столь крутых политических и социально-экономических изменений в Туве за годы так называемой перестройки и радикальных экономических реформ. Поняло, что «не только хлебом единым сыт человек». Хотелось бы в этой связи также сказать о своеобразном менталитете русского и русскоязычного населения республики. В отличие от тувинцев, которые достаточно активны и деятельны в сфере культурно-зрелищных мероприятий, мы наблюдаем определенную пассивность и даже некоторое безразличие с их стороны по отношению к русскоязычным творческим коллективам. А они как раз нуждаются в моральной, психологической и иной поддержке со стороны русских и русскоязычных зрителей. А этого мы, к глубокому сожалению, пока не замечаем. Вместо того, чтобы морально поддержать свою культуру хотя бы только своим присутствием на русских спектаклях, они предпочитают сидеть вечерами дома. А потом возьмем общественные организации русского и русскоязычного населения в Туве. По последним сведениям Минюста РФ по РТ, в Туве зарегистрированы на сегодняшний день такие республиканские организации, касающиеся русскоязычного населения: Славянский Союз РТ, Верхне-Енисейский казачий округ, Тувресорганизация «Православной партии России» и другие отделения общероссийских партий. И где же Вы видите их «кипучую» деятельность на благо русского населения? Более и менее работает Русский Центр традиционной русской культуры. Одним словом, с самоорганизацией русского и русскоязычного населения в Кызыле и республике пока не очень получается. Несколько слов о воспитании межнациональной толерантности в столице. К сожалению, годами складывающаяся система интернационального воспитания в столице республики как одна из форм закрепления традиций межнационального общения, уже утрачена. В новых условиях нужны другие формы этой работы. В школах и ВУЗах и ССУЗах Кызыла необходимо преподавать спецкурсы, направленные на воспитание духа толерантности к другим нациям с учетом местных условий и с упором на индивидуальный подход. Еще на уровне семейного воспитания и детских садов должна начинаться эта работа. И наши местные религиозные деятели должны внести свою лепту в это благородное дело. Работа сложная. Но кому-то надо заниматься этими проблемами. В этом благородном деле играет и должен сыграть русский язык. Я всегда придерживаюсь мнения, что необеспечение необходимых условий для нормального знания русского языка – это один из видов нарушения прав человека. Русский язык, согласно Конституциям России и Тувы – это язык межнационального общения. И я хорошо понимаю тех родителей из сельской местности, которые озабочены уровнем знания своими детьми русского языка. Это, я бы сказал, хорошая озабоченность и их надо поддерживать. Поэтому и надо решать вышеназванные проблемы. Как бы человек не относился к русским и русскому языку, он просто пропадет без русского языка. Вы обратите внимание: даже в воюющей Чечне, местное население неплохо знает русский язык. Это можно наблюдать по телевизионным передачам. А ведь этот народ хотел отделиться от России. Желательно, чтобы русский язык преподавали детям русские учителя. Я по своему личному опыту знаю, что когда русский язык преподает тувинец, это психологически трудно воспринимается детьми. Поскольку меня в школе учили «великому и могучему» русские учителя, я хорошо русский этот язык. Я им благодарен на всю жизнь. Я был делегатом 3-го Съезда Ассамблеи Народов России от Тувы. На съезде было отмечено некоторое ослабление внимания со стороны государства к вопросам национальной политики, связанное с ликвидацией полноправного Министерства РФ по делам национальностей и федеративным отношениям в начале 2000 года. Разумеется, все это ненормально для многонациональной страны. К сожалению, отмечаются факты преследования граждан России по национальному признаку со стороны даже некоторых силовых и правоохранительных структур под флагом борьбы с внутренним и международным терроризмом, деление людей на «бандитов», «героев» и «лиц кавказской национальности», «лиц азиатской национальности» и т.д. и т.п. На съезде было принято специальное Обращение к Президенту России В. Путину, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, главам исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов России по поводу современного положения национальной политики государства. В настоящее время вопросами национальной политики занимается, по сути, общественная организация «Ассамблея народов России», организация полуобщественная без всяких распорядительных функций, где, кстати, работает успешно одним из руководителей наш земляк, аксакал государственно-административной работы Тувы, уважаемый Ч.-Д. Ондар. К сожалению, даже в масштабах России мы видим определенную недооценку национальной политики. Чем иначе объяснить ликвидацию полноценного общероссийского Министерства по делам национальностей и федеративной политике в Москве? После трагедии в Беслане Президент России В.Путин в своем известном телевыступлении на всю страну распорядился передать вопросы национальной политики новому Министерству регионального развития РФ. С сожалением приходится констатировать о том, что вопросами национальной политики вообще и межнациональных отношений в частности, это ведомство не занимается, и оно больше занимается чисто экономическими проблемами. А между тем мы наблюдаем разрушительную деятельность так называемых скинхедов, националистов и шовинистов всех мастей в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах и регионах России. К счастью, у нас в Туве, Кызыле пока нет таких фактов. Но я не исключаю, что отдельные эмиссары подобных организаций бывают в Туве и пытаются как-то повлиять на ситуацию в нашей республике. Но, слава Богу, пока у нас спокойно. Поскольку, как я уже говорил выше, Федеральный Центр несколько ослабил внимание к вопросам национальных отношений, то следовало бы усилить эту работу в субъектах Федерации. Вопросы межнациональных отношений в Туве в разное время находились в ведении различных структур. Например, в последние годы в структуре бывшего Министерства внешнеэкономических связей РТ и Министерства культуры и национальной политики РТ. В настоящее время эти вопросы переданы в Канцелярию председателя правительства РТ. Если не забывать, что национальный вопрос – это большая политика, то ничего страшного. Но, опять-таки, к сожалению, в Канцелярии до сих пор не создано соответствующее подразделение, отвечающее за национальную политику. При фактической недооценке Федеральным Центром национальной политики, необходимо, на мой взгляд, усиление внимания к этим проблемам в регионах и их столицах, крупных городах. В частности, в нашей республике в будущем необходимо создание специального органа исполнительной власти, отвечающего конкретно за межнациональные отношения и федеративную политику. Например, необходимо, на мой взгляд, создание специального ведомства и даже Госкомитета или Управления по национальным проблемам в Аппарате Правительства РТ или Канцелярии председателя правительства РТ. Практика «привязывания» национальной политики к каким-то министерствам и ведомствам не оправдала себя. В Кызыле, например, за состояние межнациональных отношений в свое время отвечал Комитет по культуре по аналогии с Министерством культуры РТ. А сейчас какое подразделение или отдел мэрии и кто конкретно отвечает за национальную политику в столице? Надеюсь, что при очередной реорганизации структуры правительства РТ и администрации столицы это учтут. А сейчас работа идет в рамках существующей структуры правительства и мэрии Кызыла. Поэтому мэрии столицы Тувы следовало бы обратить внимание на вышеуказанные вопросы межнациональных отношений. Для этого, на мой взгляд, мэрии столицы следовало бы: 1) назначить в мэрии ответственного чиновника за работу с национальными диаспорами, религиозными конфессиями и за состояние межнациональных отношений в столице республики; 2) Комитету по образованию г.Кызыла совместно с Министерством образования и науки РТ принять активное участие в работе по направлению на договорной основе безработных преподавателей русского языка, иностранного языков и других школьных предметов в кожууны и села республики; 3) Комитету по культуре г.Кызыла проводить работу по содействию в организации коллективных посещений членами трудовых коллективов и организаций близлежащих к столице кожуунов и сел русских и тувинских спектаклей и концертов столичного театра, Тувгосфилармонии и других культурных учреждений г.Кызыла. 4) Комитету по образованию Кызыла совместно с Министерством образования РТ необходимо организовать преподавание спецкурсов в ВУЗах и СУЗах Кызыла , направленных на воспитание духа толерантности к другим нациям с учетом местных условий и с упором на индивидуальный подход. 5) Распространить эту работу на уровень семейного воспитания и детские сады, привлечь местных религиозных деятелей к этой работе. Реализация этих конкретных мер, на мой взгляд, содействовало бы активизации работы мэрии в сфере воспитания межнациональной толерантности и повышения культуры межнационального общения в столице Тувы, содействовало бы реализации четырех национальных проектов в столице Тувы, объявленных Президентом России В.Путиным.
|
|