|
Завтра, в 17 00 ч. в филармонии музыканты проведут вечер памяти Мергена Чаян-Хоо. Играют Альберт Кувезин, Андрей Монгуш, Игорь Кошкендей, группы "Аян", Амыр-Санаа", "Ген-DOS", "Интернат", "Тыва кызы", Онзагай", "Vasabi", дуэт "Евразия", Владимир Ойдупаа. Собранные средства пойдут на памятник музыканту. Андрей Чымба: Одному из самых талантливых барабанщиков и гитаристов Тувы, Мергену Чайын-Хоо, по прозвищу "Чеха" 9 февраля этого года исполнилось бы 38 лет. Но увы смерть забрала его в красно-желтом сентябре. Он ушёл после Дяди Вани... 3 года назад, именно в этот день, мы провели в честь его дня рождения, один из лучших и ярких, по свободе самовыражения, живой концерт, фрагменты которого будут показаны уже на вечере памяти. Тогда на сцене развевался красный флаг, с орденом Ленина, но с портретом юбиляра (Мергену -35!), с кучей медалей по полотну, справа велосипед, подвешенный на цепях, слева от флага две штыковые лопаты крест накрест. Так кратко и ёмко смог оформить только художник Юра Ахпашев. Это было весело: намёк на голопузое "пионэрское" детство, в общем. Вели концерт "телепузики" -ваш скромный слуга и балагур и синхропереводчик на тувинский Откун Достай. Оттяннулись и оторвались по Мергену мы так что, ему временами было не до смеха. Собственно говоря, мы сделали праздник самим себе. Поскольку в Туве с неформалом такие напряги. Трио "Афоня" (Откун Достай, Сергей Сокольников и я А.Чымба) тогда исполнили частушки, посвящённые именнинику. Сладкоголосый С.Сокольников, по прозвищу «Садко-Сладко» (гитара) запевал высоким тенорком, а я басил и колотил по большому барабану, Откун добивал всё это "с прекрасным" тувинским акцентом, аккомпанируя на игиле. Русско-тувинский стёб, короче говоря. Рисую картинку: Музыка из к-фильма "Афоня". Сцена, где он плясал пьяный в кафешке, а женщина с усами на аккордеоне, в сотый раз пела ему "Милый чё" Вспомнили? Ну, вот на эту музыку о Мергене: Милый чё, да милый чё Юбилей у Чайын-Хоо Может эдак, может так Хоть на чём играть мастак. Милый чё, да милый Хоо, Барабан* через плечо Барабань, не барабань Не поедешь на Тайвань*! На хрена козе баян У Мергена есть "Аян"* А до этого "Уер"* пионэрам всем пример! Чобы девки не скучали Мы пропели трали-вали Хорошо ядрёна мать Тут на сцене зажигать! 1*- Барабан самый любимый инструмент Мергена. 2*-Тайвань- последняя зарубежная гастроль М.Чехи в составе фолк-группы "Тыва" в 2000 году. 3*-ВИА "Аян"-последнее место работы в качестве худрука и ударника. 4*-ударник популярной в 90-х рок-группы "Уер". P.S. Прошло почти 5 месяцев со дня смерти Мергена, а ансамбль "Аян" так и не нашёл ему замену за ударной установкой. Играют они с драм-машиной, а это как признаются музыканты-лажа... Все средства, полученные от концерта, пойдут на установление памятника, решили музыканты и Филармония, где работал этот как, оказалось, незаменимый человек... Игорь Дулуш: Мерген Чайын-хоо - очень одаренный от природы. Я его первый раз увидел когда он учился на первом курсе духового отделения училища искусств. Там же на уроках я заметил очень хороший музыкальный слух у него, безумно любил музыку, много занимался, очень хороший ритмач, сообразительный, начитанный, с очень широким кругозором. Ему легко давались очень многие инструменты. Он не имел за спиной специальной музыкальной школы, не было в его жизни специальных преподавателей. У него был дар от Бога, от природы. Если его тогда готовили, из него получился бы скорее всего очень хороший музыкант высокого профессионального уровня. Из-за того что он жил в такое время - время развала СССР, время перестройки, как и все музыканты оказался у разбитого корыта. Еще в советские времена в ДК в Ак-Довураке самостоятельно,очень серьезно занимался музыкой и осваивал ударный инструмент. И у него это получилось настолько, насколько возможно одному освоить инструмент без преподавателей, без ничего. Он работал в основных составах Тувы, т.е. во всех официальных составах Тувы - начиная с ансамбля «Саяны» кончая фольклорным коллективом «Тыва». Он поиграл в десяти составах Тувы это «Октаргай» с Барун-Хемчика, играл в «Центре Азии», причем долго, «Центр Азии» это уже был именитый состав. Это после Алма-Аты, после Табыка, после всех этих крупных фестивалей. «Центр Азии» гремел уже на всю страну, на весь СССР. Все очень хорошо звучали, серьезные критики там уровня Троицкого говорили про «Центр Азии» как о составе серьезного, профессионального уровня. И он там работал наравне со всеми и не портил музыку. Почему я это говорю? Я говорю о его таланте как самоучки. Настолько был человек с феноменальной памятью. Я знал период когда он сидел у себя в комнате дома, никуда не выходил и слушал все записи в ленточном варианте - магнитофонные и он знал и мог определить с одного аккорда, с одного такта - вот эта группа «Уфа», это там «Лед Зеппелин», это «Скорпионс» - все эти вещи он знал, он знал саунд любой группы роковой. И это конечно, удивительно потому что человек он "с района", вырос на Западе Тувы. С широким кругозором, у него была энциклопедическая память. О советском роке вообще говорить нечего, он знал «Круиз» «Арию», всех рок-музыкантах поголовно знал, кто на чем играл не говоря о «Машине времени», «Аквариуме». Ранний «Аквариум», ранняя «Машина времени», он знал «Воскресенье», историю «Воскресенья». Среди наших музыкантов в Туве, наших музыкантов по количеству можно взять ну сколько, ну 150 человек. Вместе с горловиками, вместе со всеми. Из них где-то там 50-60 человек музыкантов которые выросли на роке на советском роке, на западном роке. Дети перестройки скажем так, это поколение Александра Чавынчака, Алберта Кувезина да Бапа Саяна - вот это был один из тех, кто за бутылкой красного вина могут делать погоду. Вот он был один из тех. Это человек, который сделал себя сам, он играл очень хорошо на бас-гитаре, чисто концертный исполнитель. На репетициях играл хорошо, на концертах еще лучше, а это из десяти музыкантов только один такой одаренности бывает, может быть даже один из ста, потому что большинство музыкантов на репетиции играет хорошо, а на концерте 30%-50% не играют уже, потому что боязнь зала, ошибки, а у него перед зрителем удесятерялись силы. Он уверенно себя чувствовал на концертных площадках. Вот это его феноменальные качества. Ребята игравшие с ним любили его, поэтому терпели все его выходки. Он в год Обезьяны родился и мог хоть кого поддеть. Очень чувствительный , очень хороший "нюх" у него был на все, моментальное чувство юмора, врубался с пол-оборота… И скажем так, многим людям не нравился своими этими точными замечаниями. Но это нисколько на умаляет его как личности. Но и конечно надо сказать о том, что он сгорел очень быстро. Это его карма наверное - быстро уходить. Звёзды быстро загораются и быстро угасают, ослепительно, потому что несмотря на то что он самоучка, стал руководителем легендарного, единственного состава ВИА «Аян», в государственном ансамбле «Саяны» играл, в составе «Тыва » объездил мир.
|
|