|
Вот уже более 10 лет в сентябре камнерезы Тувы отмечают свой профессиональный праздник. Идея неофициального Дня камнереза родилась в начале 90-х годов прошлого века, когда на агальматолитовой горе Сарыг-Хая в далекой Бай-Тайге собрались для традиционной сентябрьской заготовки чонар-даша, камня, из которого под резцом мастера и рождаются уникальные фигурки, украшающие сегодня коллекции музеев многих стран мира, камнерезы Тувы и западные исследователи народного искусства республики. О том, что в России и Туве праздников много, а вот Дня хоомейжи и Дня камнереза нет, заговорили иностранцы. Камнерезы идею поддержали, но до соответствующей законодательной инициативы дело так и не дошло. Просто ежегодно во время поездки за поделочным материалом в Бай-Тайгинский кожуун, о неформальном профессиональном празднике вспоминают у костра.
О необходимости социальной защиты такой профессиональной группы, как камнерезы, и охраны их главного материала - чонар-даша - в апреле 2004 года шла речь на парламентских слушаниях в Великом Хурале.
По расчетам, представленным Управлением природных ресурсов МПР России по Республике Тыва, ориентировочные запасы агальматолита составляют около 92 тыс. тонн. Способ добычи камня, по определению специалистов, остается - кустарным. По мнению главы Комитета по Регламенту Онера Ондара, чей Комитет организовал Слушания, необходимо дополнить действующий закон "О народных художественных промыслах" введением новой статьи "О художественном экспертном совете". "Законы рынка диктуют свои условия: сегодня, можно купить хорошо выполненную работу из агальматолита на вещевом рынке, поэтому, есть необходимость создания подарочного фонда из работ мастеров, учитывая юбилейные мероприятия и приезд высоких гостей" - отметил депутат.
Выступавшие отмечали необходимость разграничения массовой сувенирной продукции с национальным колоритом от неповторимых, эксклюзивных творений мастеров. Вице-спикер Законодательной палаты Виталий Вальков, признался, что ему, по первому образованию художнику, бывает неловко за тот ширпотреб, который из-за низкой цены приобретается и дарится за пределами Тувы, девальвируя это уникальное искусство. Поддержка народных традиций, искусства - одна задача, создание условий для изготовления и реализации изделий народных промыслов (не только тувинских) с тем, чтобы эта отрасль стала полнокровным участником рынка услуг - еще одна задача, стоящая перед всеми уровнями власти.
Был затронут еще один аспект проблемы: отсутствие специализированных студий, системы вентиляции от каменной пыли, необходимого уровня света самым вредным образом влияющих на здоровье художников. Профессиональные легочные заболевания, артриты, и снижение зрения к 40 годам - неизбежное следствие работы с камнем. По мнению выступавших, к рассматриваемому парламентом не первый год проекту закона, по социальным гарантиям для исполнителей горлового пения, следует добавить и резчиков по камню, как представителей редких творческих профессий, чьи интересы не отражены ни в одном федеральном законе.
Интересно, что с 1998 на родине камнерезов в селе Тээли Бай-Тайгинского кожууна работает профессиональное училище № 13, где готовят мастеров по профессии "Изготовитель художественных изделий из камня" с присвоением квалификации "резчик по камню" со сроком обучения 2 года. В качестве наставников молодых выступают признанные народные мастера Владимир Салчак и Сергей Кочаа. Преподают там также и молодые резчики Артур Шожунчап и Кара-оол Бичелдей. Владимиру Салчаку принадлежит заслуга в создании нового направления в камнерезном искусстве, новой технологии обработки камня - создания пустотелых скульптурных форм намного большего размера, чем традиционные скульптуры малой формы.
Депутаты высказали пожелание о разработке и принятии Национальной программы по возрождению народно-художественных промыслов и ремесел, приданию селу Кызыл-Даг, как центру национальной резьбы по камню, особого статуса и соответствующего финансирования на строительство специализированных мастерских с перспективой зарабатывать для республики валюту.
|
|