|
Научная конференция фестиваля исполнителей на хомусе, завершившаяся вчера в Кызыле, подвела итоги работы. Было прочитано более десятка докладов, посвященных разным аспектам хомусной (варганной) музыки. Называемый в Европе челюстной (еврейской) арфой музыкальный инструмент, прослеживается во всех кочевых культурах мира. Обширную музейную коллекцию представила участникам фестиваля и конференции делегация Якутии. Хрупкие, бамбуковые хомусы из Юго-Восточной Азии и стальные трехязычковые хомусы Севера поражали разнообразием и богатством звука. Один из любопытных докладов «Хары кижинин тыва хомус дугайында бодалдары» (Мысли стороннего о тувинском хомусе) представил американский музыковед Шон Куирк, в течение последних двух лет работающий в Туве. Выучив тувинский язык и освоив технику исполнения на тувинских национальных инструментах, он успешно работает в составе Национального оркестра. На его взгляд, тувинский хомус отличает более мягкий звук и более протяжная манера игры. «Чтобы научиться по настоящему играть на хомусе, надо уметь слушать. Когда я спрашивал, как мне научиться, мне все говорили – слушай звуки природы. Только после того, как я пожил на чабанской стоянке и стал различать природу разных звуков, мне стало понятно, о чем говорили мастера. Хомус, кроме того, инструмент который превращает все твое тело в свое продолжение, само человеческое тело становится резонатором, поэтому, это, несомненно, грандиозное изобретение» - поделился музыкант своими соображениями с корреспондентом «Тува-онлайн». Конкурсная часть фестиваля выявила лучших исполнителей игры на хомусе. По решению жюри гран-при удостоился заслуженный работник культуры республики, ветеран Александр Салчак. Лауреатами первой степени среди сольных исполнителей стали Эдуард Дамдын (Тува) и Леонид Ивандаев (Хакасия). Среди коллективов, дипломантами третьей степени стали «Тыва кызы», второй - «Кошкун хогжум», а первой степени - якутский ансамбль «Айархаан» и алтайский дуэт «Алтай-Кай». Полнокровное симфоническое полотно созданное всего двумя хомусами (Алтай) и ураган звуков, издаваемый четырьмя хомусами подменивающими собой виолончель, саксофон, электрогитару и не менее трети состава симфонического оркестра – такой уровень мастерства продемонстрировали гости фестиваля. Якутский ансамбль решил остаться в Туве с гастролями по районам до 16 сентября. На вопрос корреспондента «Тува-Онлайн» во время пресс-конференции организатор фестиваля (заместитель директора Республиканского центра народного творчества и досуга Зоя Монгуш) отказалась ответить на вопрос о бюджете фестиваля, ответив, что «Оргкомитет никогда не разглашает таких сведений и это неправильный вопрос». Вопрос был вызван всего лишь недоумением условиями конкурса, ведь гостям пришлось не только ехать за свой счет, но оплачивать проживание и частично питание. Небольшая дискуссия среди музыкантов состоялась по поводу решения жюри. "На сцене надо демонстрировать владение инструментом, а не подменивать игру театрализованным представлением со словесными диалогами, что получается у нас, тувинцев, в отличие от гостей. И в случае явной исполнительской слабости оценивать выступление объективно, а не из ложных патриотических чувств" - горячились профессионалы. " А как нас засудили в Казани со спектаклем, это же везде принято: гран-при должно оставаться дома!" - возражали имеющие отношение к прошедшему фестивалю. В любом случае, первый фестиваль хомуса породил споры, а в них рождается истина...
|
|