|
Корреспондент службы информации телеканала ТВЦ Расима Байкова продолжает серию специальных репортажей из Тувы. Накануне в эфире "Событий" прошел сюжет "Буддийские монахи Тувы", текст которого мы приводим без сокращений: «Бога нет!», - говорил им Будда, а они все ищут. Кто - покоя, кто - счастья, кто - того самого бога, что укажет путь. В буддийском храме Кызыла всегда многолюдно. В Туве, где большевистское лихолетье разрушило почти все буддийские сооружения, сейчас восстановлены лишь единицы. Этот монастырь в столице строили всем миром. Даже православные помогали. С тех пор батюшка и камбы-лама паству не делят на своих и чужих. Монгуш Мерге, камбы-лама Тувы: «С православным Никоном у нас очень хорошие отношения. Если у человека есть вера, это хорошо. У нас в буддизме так - не заставлять человека верить, он сам должен прийти». Монах Тензин восемь лет назад принял полный монашеский обет. Был обычным инженером, жена, двое детей, но говорит, в душе как будто заноза сидела. Пришел в монастырь и понял, это его дом. Тензин Цултим, буддийский монах: «Я у бабушки рос. К ним приходили гелонги тувинские, это конец шестидесятых, они были. В ночное время их приглашали, они сутры читали. Я тогда еще был маленьким. Вот с этого времени у меня все это есть в душе». А шестнадцатилетний Эрин оказался здесь по воле родителей. Семья большая, прокормить всех было трудно, вот и определили мальчика в надежные руки. Утверждают, что это настоящее везение - перебраться из юрты в храм. Эрин Оол-Шалбы, послушник: «Сначала так тяжело, потом привыкнешь. К жизни такой. Я когда в седьмом классе учился, брат сказал, хочешь быть монахом? Я сказал - да. Я в Чаданской школе учился, потом отправился в Калмыкию, через два года сюда приехал». Через несколько дней Эрин уезжает учиться в Индию. Радуется, что освободится от ежедневных обязанностей послушника - убирать храм, готовить свечи. Расстроен, что надолго расстается с родными - учеба продлится шестнадцать лет. Захочет ли принять после этого полное монашество - это 253 обета, об этом пока не думает. Тензин Цултим, буддийский монах: «Обет принимать легко, а вот исполнять сложно. Мы опираемся на своего учителя, духовного нашего учителя. Помогают вера и учитель». После службы все идут вокруг храма три круга. В это время можно просить, благодарить, загадывать желания. Скорее всего, сегодня все мысли - об учителе, Далай-ламе, четырнадцатом воплощении Будды. Монгуш Мерге, камбы-лама Тувы: «Его святейшество сюда не пускают. Как религиозные люди мы, конечно, сути не понимаем, но все-таки догадываемся - это как бы политически все решается». Когда Далай-лама приехал в Россию, первые проповеди он читал в Туве. Говорил на тибетском. Артыш в тот год, в 92, только родился. Ну, кто бы сказал, что мальчику предстоит часами зубрить тибетский язык? Он же утверждает - предначертание сверху. «Бога нет», - сказал ему Будда. Но маленький послушник в это еще не верит.
|
|