Пятница, 29 марта 2024 г. 22:19 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » "Кто официальный подрядчик реставрации храма "Устуу-Хурээ"?
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Июнь 2005    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

"Кто официальный подрядчик реставрации храма "Устуу-Хурээ"?

"Я давний поклонник буддизма. Прочел об энтузиазме, с которым жители Чадана принялись за восстановление храма. Очень рад, что эта стройка получила такую народную поддержку. Но меня беспокоит один момент. Ведь это памятник архитектуры. Можно ли таким макаром без контроля специалиста вести такую работу? Есть ли такие специалисты в Туве? Следит ли за этим тувинское управление или комитет по культуре? Кто официальный подрядчик реставрации храма? Так можно наломать дров и будет жаль, если придется все переделывать". (Попов, художник. Москва) Как сообщала в интервью от 1999 года автор проекта реставрации Виля Хаславская: «Из федерального бюджета Министерством культуры Российской Федерации были выделены средства на реставрацию памятников, включенных в программу по Восточным памятникам. Верхне-Чаданскому хурээ по этой программе выделено спецфинансирование. Смета составлена на 34 млн. руб». Виля Емельяновна услышала об «Устуу-Хурээ» впервые в1983 году, обмеривая христианские постройки в Верховье Енисея и исторические здания Кызыла взятые на охрану, для паспортизации. В 1984 году с группой молодых архитекторов обследовала место хурээ. Смотрела архивы, ездила к старым ламам. Составила доклад министру культуры Анатолию Серену, подготовила проект и защитила его в Москве. По ее словам уникальность хурээ не в его возрасте: «Датируется он началом ХХ века, это не старина. Но он был самым большим и масштабным из тувинских храмов, и возможно, самым парадным. Его уникальный характер в том, что в Туве не осталось ни одного культового здания. Они абсолютно все уничтожены. А этот сохранился, потому что глинобитные стены 1,5 метра шириной трудно было поломать». На вопрос, как ей удалось убедить руководителей – атеистов, что хурээ нужно восстановить, автор проекта рассказала: «В 1984 году замминистра культуры Кызыл-оол Монгуш предложил мне сделать проект реставрации музея под открытым небом, а Верхне-Чаданское хурээ самое красивое и подходящее место. Мы пошли ко всем деятелям культуры республики за поддержкой. Директор ТНИИЯЛИ Юрий Аранчын встретил меня со словами: «Во-первых, ваши документы! Во-вторых, я этого не допущу, потому что восстановление этих храмов усилит влияние китайских милитаристов!». От писателя Анатолия Емельянова я услышала: «Это не то, что восстанавливать, бульдозером надо срыть!» Он был председателем общества «Знание». Через год Аранчын сказал мне: «Где ваш проект? Он нам очень нужен» и прикрепил ко мне Каадыр-оола Бичелдея, тогда старшего научного сотрудника ТНИИЯЛИ. Мы с ним много ездили, опрашивали старых людей. Сейчас никого не надо убеждать, что это нужно, что это святое дело. Все уже понимают. Во-первых туда ездил Далай-лама в 1993 году. И он провел службу, сказав, что действует удивительная аура. А Богодо-Гэген, возвращаясь через Хандагайты, прямиком отправился к храму и только потом, поехал в Чадан». Удивительным оставалось то, почему до сих пор судьба этого хурээ больше волновала москвичку Вилю Хаславскую, чем Министерство культуры культуры Тувы. «Министерство культуры Российской Федерации финансирует его, как памятник архитектуры. А использование может быть двойное, можно смотреть глазами туриста, как на памятник и как на храм. Говорить, что это неописуемый памятник архитектуры нельзя, но для Тувы он был очень редким. Кроме того, на территории России такой храмовой стилистики просто не было. Все буддистские кирпичные храмы имели ощутимый отпечаток русской архитектуры. Тува изолирована от России, она использовала какие-то приемы архитектуры Тибета прямо через Монголию. Особенности стилистики заключаются в том, что он представляет собой тип монгольского храма соединяющего в себе традиции китайской и тибетской архитектуры. Постановлением Совета министров Тувинской АССР его взяли под охрану. Это обязало всех его сохранять. Здесь приняли постановление, а в район даже не сообщили. Поэтому долгие годы в оставшихся стенах держали скот. Но сохранились данные, по которым его можно восстановить. Становины храма, деревянный каркас состоял из 49 столбов. Проект со мной готовила архитектор Лепкина, она же в Москве оформляла реставрационный лист. У нее очень большие знания по монгольской и тибетской архитектуре».

Сегодня, без участия Вили Хаславской никто не имеет права проводить какие либо работы на территории храма. Как сообщил организатор фестиваля Игорь Дулуш, в конце этой недели, автор проекта прибудет в Чадан чтобы руководить началом восстановительных работ. Это будет преимущественно расчистка территории, ее ограждение и заготовка стройматериала. К сожалению, никаких усилий со стороны министерства культуры не наблюдается. Напротив, на музыкантов, решивших принять участие в фестивале, оказывается давление, с тем, чтобы они отказались от участия. Международный фестиваль исключен из программы мероприятий министерства этого года и проводится только на пожертвования. Возможно, вопросы о нецелевом расходовани средств, предусмотренных на реконструкцию, неизбежно возникающие всякий раз при упоминании объекта, чья сдача была запланирована на осень 2006 года – делает проведение фестиваля неугодным для министерства культуры Тувы.

Для освещения фестиваля зарегистрировались четыре телевизионные группы, 12 журналистов, представляющих разные страны и регионы России. Имидж республики и органов власти декларирующих поддержку культуры будет наглядно продемонстрирован 4 июля, в день открытия седьмого международного фестиваля "Устуу-Хурээ".

Саяна Монгуш
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования