|
Поскользнуться, упасть – найти опору и подняться. Примерно так переводится тувинская народная поговорка, ставшая названием необычного концерта «Тайып ужар, даянып - турар», прошедшего 18 июня в Доме народного творчества. Эти слова лежат в основе одной из песен автора, чьи произведения исполнялись в этот вечер. На афишах значилось «Амыр-Санаа» и Александр Саржат-оол. Из легендарного состава на сегодняшний день остались лишь основатель Александр Саржат-оол и Андриян Оюн, в течение вечера «подкрепляемые» то Игорем Дулушом, то музыкантами бывшего ВИА «Аян». Как сказала в своем выступлении радиожурналист Светлана Данзын-оол: «В начале 90-х годов, когда в Кызыле был и пятачок местного «Арбата», а на площади Арата митинги за отставку правительства, парламента и за демократические перемены, одним из требований голодающих было «Свободу Александру Саржат-оолу!». Музыкальная группа, созданная заключенными в 1987 году в одной из кызылских колоний исполняла песни, расходившиеся по всей Туве. Ведущие вечера вспоминали, как в те годы, не зная внешности этого «Саши Саржат-оола» слушая его авторские песни, полагали, что легендарный музыкант, наверное, выглядит примерно, как гитарист Александр Чавынчак: с волосами до плеч, хипповым видом. Немногословность и мягкие, осторожные движения. Человек в строгом костюме, белой рубашке и в очках, больше похожий на сельского учителя, чем на музыканта, чье творчество с трудом поддается определению и может быть втиснуто лишь в рамки «социального рока» - таким предстал перед зрителями Александр Саржат-оол. Чем он заслужил такое восхищение слушателей, не только ведь фактами биографии? Концерт открылся песней «Авай» посвященной матери. Поздравляя с первым сольным концертом и открытой встречей со зрителями, пожилая родственница поведала о том, что мама музыканта, ветеран труда, отмеченная многочисленными наградами, вырастила семерых детей и по праву заслужила все те добрые слова, которые сын сложил в ее честь. «Даже ночами, не разгибая спины, ты работала мама, лишь бы я вырос человеком. Твои наказы от ошибок меня пытались уберечь… чтобы глаза мои прозрели». Прежде чем исполнить песню-наказ «Сыну», музыкант поделился раздумьями о том, что же может наказать сыну, человек, прошедший такие испытания в жизни. В жестком ритме и в стиле горлового пения каргыраа прозвучало: «Колыбельная отцов – хоомей, запомни каргыраа сынок, насыщенный моими молитвами». Два отделения концерта заполнили хиты группы «Амыр-Санаа» подхватываемые залом. Мелодичная и известная всей Туве по первым строкам «Ак-кок дээрде», оказалась, по словам автора посвященной первой любви, и называется именно так: «Баштайгы ынакшыл». Очень лиричная баллада «Тяжелый день» Андрияна Оюна, пишущего тексты на русском языке был принята залом на бис. Прозвучал и знаменитый «Огород» в котором есть зарисовки сельских реалий и прямое обращение: «Посмотри, как ты живешь? У тебя нет даже замка, калитку привязываешь веревочкой, а через пустой двор проносятся стаи деревенских собак. В пустом огороде роются чужие свиньи, посмотри на себя, как ты живешь?» Финальную «Куске-моортай», «Кошки-мышки» зал исполнял стоя и дважды, вместе с музыкантами. В концерте группы «Амыр-Санаа» кроме артистов «Аяна» выступили фольклоные коллективы «Октай», «Алаш», «Тыва», группа «Интернат», Конгар-оол Ондар, Откун Достай. Впервые выступив на открытой сценической площадке фестиваля «Устуу-Хурээ» группа «Амыр-Санаа» обрела не только друзей, но и заняла собственную нишу в музыкальной культуре Тувы, став фактом ее истории.
|
|