|
В последние годы жители республики открыли для себя еще один праздник, наверное, главный в череде "красных дней календаря". Шагаа стал символом возрождения духовности тувинского народа, традиций и верований. С каждым годом отношение к этому празднику становится более осмысленным. В начале и середине 90-х мы наслаждались красотой обрядовых танцев и открывали для себя таинственный мир новогодних обрядов. Лет пять ученые и знатоки традиций расписывали по дням действо "Шагаа": как готовится к празднику, что должны делать старики, что - молодые, спать или не спать в новогоднюю ночь, пить или не пить араку, на какой шкуре спускаться с горы. Сейчас этот ажиотаж спал. Святость обряда стала входить в каждый дом. Мы без напоминаний возжигаем артыш, когда чувствуем, что сделать это надо, готовим молочные и мясные деликатесы к новогоднему столу, и обязательно стараемся посетить хурээ или шамана. Шагаа прочно вошел в нашу жизнь. И мы с нетерпением ждем его приближения. Что волнует людей в преддверии Нового года? Каким будет наступающий год? С этими вопросами люди обращаются к буддистским ламам или к тувинским шаманам. Иногда и к тем, и к другим. Геше Лобсан Тубтен, тибетский лама: - Башкы, с какими вопросами люди обращаются к вам чаще всего? - Насколько жизнь разнолика, настолько много и проблем, с которыми люди обращаются к священнослужителям. Кого-то волнует своя частная жизнь, кого-то проблемы детей, кто-то приходит в надежде решить финансовые вопросы, выпрашивают у Бога удачи в делах. Часто приходят родители женихов, спрашивают благоприятные дни для сватовства, свадьбы, подходят ли гороскопы невесты и жениха. По тувинским обычаям детям в три года стригут волосы. В этом случае у нас спрашивают, подходит ли день рождения ребенка для проведения обряда или лучше провести праздник в другой день. Сотрудники милиции, командированные в Чечню, Дагестан, перед отъездом берут оберег, молятся о благополучном возвращении. Потом уже, тревожась за своих близких, приходят их родители и жены. Ищут поддержку в религии больные, потерявшие надежду на исцеление. Родственники больных обращаются к Богу с надеждой на выздоровление близких людей. Иногда приезжают из кожуунов люди, дети которых, уехавшие в город учиться и оставшиеся без присмотра родителей, оказываются вовлеченными в какую-нибудь религиозную организацию. У кого-то в связи с этим возникают серьезные проблемы с психикой. И вот родители приходят к ламам, просят очистить разум. - Среди посетителей много молодежи? - Приятно отметить, что молодежь учится соблюдать обычаи предков, органично вплетая религиозные мотивы в обыденную жизнь. Студенты обращаются два раза в год во время сессий, перед экзаменами, читают молитвы об укреплении и прояснении ума. Довольно часто обращаются люди, проблема которых - алкоголизм одного из членов семьи. Рост преступности сказывается и на нашей работе: приходят молодые люди, пострадавшие в драках, очищаются, молятся о том, чтобы такие ситуации не повторялись. С наступлением весны, лета я вообще дома не засиживаюсь, почти каждый день выезжаю на освящение оваа, аржаанов, священных деревьев (ыдыктыг ыяш), то есть люди стараются возродить святые для своего рода места. - Вы примете участие в традиционном чтении сутр на Шагаа? - В праздничных чтениях сутр в муздрамтеатре и в кинотеатре "Найырал" я не буду участвовать. 12 февраля желающие могут прийти ко мне домой, где с 18 до 22 часов я буду читать молитвы. А то, что всю ночь на Шагаа спать нельзя - выдумка. Правда, сторонники некоторых буддистских школ на Шагаа читают молитвы от шести вечера до семи часов утра. - Что сулит нам год Лошади? Год Водяной Лошади, имеющий семь красных менги, будет трудным для людей в возрасте от 16 до 40 лет, поэтому не лишним будет соблюсти предосторожность. С начала лета до конца зимы есть вероятность возникновения массовых заболеваний. Также высока вероятность военных конфликтов. В начале лета грозит засуха, урожай зерновых может пострадать от болезней, но затем установится благоприятная погода, в меру дождливая, в меру солнечная. Год Лошади для скота будет трудным, чабанам необходимо заблаговременно запастись кормами на зиму. Поздравляю всех жителей республики с праздником Шагаа! Желаю всем благоденствия и удачи. Людмила Оюн - шаман религиозной организации "Тос-Дээр": - Чтобы встретить Шагаа "чистыми", люди приходят к нам в "Тос-Дээр" с начала февраля. Кто очищается, у кого сын в беду попал, у кого кража была, кому оберег нужен, где освятить святое дерево. А Шагаа будем встречать 14 февраля. Шаманы со всех кожуунов республики соберутся у устья протоки парка, чтобы провести обряд встречи первого луча солнца, первого дня весны. Обязательно будет проведен большой обряд "Сан салыры", во время которого традиционно развешиваются разноцветные ленточки-чалама, сплетенные из разных лоскутков тканей, "от чемгерер" - подношение огню. Для чего это делается? Для поднятия духа, веры народа в будущее, чтобы определились с целью в жизни, чтобы очистились, чтобы в доме огонь не угасал, чтобы еды было в изобилии. Что касается камлания, то у каждого шамана оно свое. Какого-то одного, общего нет. Также и в Шагаа. Каждый из нас попросит хозяина земли, огня, воды, неба и воздуха о благополучии, о здоровье, о прощении грехов. Год черной лошади будет благосклонен к смелым, честным и трудолюбивым людям. Людям с нечистой совестью, лжецам, мошенникам, в этом году лучше изменить свой взгляд на будущее, так как этот год не ваш. Людям, родившимся в год Лошади, и которые быстры в своих решениях, нужно быть осторожными, пройти обряд "хей-аъдын кодуртур" (обряд укрепления силы воли). В 2002 году соберем хороший урожай зерновых. По поводу кожуунов хочу сказать, что в этом году улыбнется удача жителям Овюра, как-то "плохо" ветер дует в сторону Пий-Хема, видимо к урагану. Все что в нашей жизни происходит, это наша заслуга. Как живешь, того и наберешь. Желаю не работающим тувинцам найти работу, многодетным родителям вырастить детей. Пусть в республике будет много работы, меньше спиртного. И предки были наши здоровые, хоть и пили молочную араку. Думаю, что чиновники занимающееся трудоустройством и социальной защитой населения, должны подумать над проблемой, так называемых бомжей. Если ими сейчас не заняться, то последствия будут чреваты.
|
|