|
В Туве новый год по
восточному календарю – Шагаа – встретят 27 февраля. По Конституции республики
это выходной день. Праздник не имеет фиксированной даты, и каждый год его
определяют ламы, в Верховный хурал республики вносится предложение от
Управления Камбы-Ламы. Шагаа – весенний Новый год, знаменующий начало новой,
обновленной жизни, отмечают многие народы Востока: китайцы, монголы, буряты, тувинцы,
алтайцы и другие. Это и сам праздник Нового года, и первый месяц года,
открывающий весну.
У тувинцев упоминание о нем
относят к VI-VIII векам нашей эры. Точной даты его проведения нет, она
варьируется с конца января до конца февраля.
В документах Центрального государственного архива Республики Тыва впервые
упоминание о празднике Шагаа встречается в документах архивного фонда«Управление нойонов Танну-Урянхая (Тува)» за 1861 год, в приказе правителя
Танну-Урянхая мээрен чангы Ламажапа Угер-даа Очуру о праздновании Шагаа. В
дословном переводе данного документа со старомонгольского языка сообщается:
"В приказе чанчын хевей Амбыса указано о том, что в китайском письме
министерства по наследию Внешней Монголии и отдела Законодательства пишется о
том, что в час дракона (луу) 19 числа 12 лунного месяца сего года ставка
(судебная) закрывается на каникулы и открывается в час змеи (могай) 21 числа
первого лунного месяца будущего года.
В каникулярное время полностью прекращается разбор дел. Если возникнут неотложные
дела, то они могут быть рассмотрены в прежнем порядке.
Празднование Шагаа (Новый год) проводится с 28 числа сего года по 5 число
первого лунного месяца нового года. Все чиновники ниже по званию Вана и военные
чиновники должны облачаться в нарядную одежду.
Настоящий приказ направлен правителю Танды Урянхая и по получении приказа он
должен довести до сведения своих подданных.
Данный приказ направлен для исполнения Угер-даа Очуру.
Такие приказы направлены Угер-даа Седипу, Чульдум-Комбу и Седипу.
19 число 2 лунного месяца 10 года Т.Э. (так в документе)» Из этого уникального исторического документа видно, что и 150 лет назад
празднование Шагаа проводилось согласно приказу главного правителя Тувы. Дни
празднования Шагаа были объявлены выходными днями.
О том, как праздновали Шагаа жители Тувинской Народной Республики, наши
земляки, в 1929 году, мы узнаем из документов архивного фонда «Министерство
Внутренних дел ТНР» где в объявлении Министерства Внутренних дел сообщается:
«ОБЪЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Об установлении 10 февраля днем нового года, в связи с этим 9 февраля работают
полдня, после чего 10 и 11 празднуют встречу нового года - дни Шагаа - на
работу выходят 12 февраля утром.
Дата 9 число, II луны, 1929 года (так в документе)».
Начиная с 1944 года официально Шагаа в Туве не праздновали. Шагаа был семейным
праздником. И только в 1991 году Шагаа Постановлением Верховного Совета
Тувинской АССР был объявлен народным праздником Тувы.
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ТУВИНСКОЙ АССР
Об объявлении Шагаа народным праздником Тувинской АССР
Верховный Совет Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики
постановляет:
1. В целях возрождения и развития национальных обычаев и традиций и в связи с
пожеланиями населения республики объявить первый день нового года, исчисляемого
по лунному календарю, народным праздником Тувинской АССР - Шагаа.
2. Установить, что в Тувинской АССР день празднования Шагаа является нерабочим
днем.
Председатель Верховного
Совета Тувинской АССР Ч.-Д. Ондар, г.Кызыл, 8 февраля 1991 года».
Шагаа - это часть культуры тувинского народа. И до сих пор тувинцы, даже
городские, отмечают этот праздник как истинные скотоводы-кочевники. Радостен он
потому, что самые лютые стужи и напасти, связанные с прошлым годом, с зимой,
миновали. Впереди весна, тепло, новая жизнь. Это праздник человеческого
оптимизма, его стремления к лучшей жизни, это праздник надежды.
|
|