|
Тувинская Народная Республика, суверенное государство в центре Азии (1921-1944), первой из иностранных государств объявила о готовности вместе с Советским Союзом воевать с фашистской Германией «до победного конца». Это произошло 11-ю часами ранее исторического радиообращения премьер-министра Соединенного Королевства Уинстона Черчилля. «Опасность, угрожающая России, – это опасность, грозящая нам и Соединенным, Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, – это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом, – говорилось в обращении британского премьера, переданном BBC 22 июня 1941 года в 23 часа.– Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни...»
События в центре Азии развивались в этот день стремительно. Утром 22 июня в Кызыле должен был открыться Х Великий Хурал, для участия в его работе в столицу съехались 334 делегата из всех районов. На повестку выносился целый ряд вопросов, включая и поправки в Конституцию. Но заседание пришлось отложить на вечер, а повестку дня срочно переверстать.
Основным вопросом съезда, открывшегося в 17 часов (13.00 мск), стало принятие Декларации, осуждающей фашистскую агрессию: “Тувинский народ во главе со всей революционной партией и правительством, не щадя жизни готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе Советского Союза против фашистского агрессора до окончательной победы над ним”.
24 июня о готовности поддержать СССР в борьбе с фашизмом заявил на пресс-конференции Президент США Франклин Рузвельт.
Тува в первые же месяцы выразила готовность поставить под ружье на стороне Советского Союза свою армию. В январе 1942 года на фронт ушлая первая группа советских граждан, в мае 1943 – танкисты Тувинской народно-революционной армии и в сентябре 1943 – добровольческий эскадрон.
По оценкам эксперта «Российской газеты» Алексея Чичкина, совокупные поставки Монголии и Тувы Советскому Союзу за четыре года войны по объему были лишь на треть меньше, чем общий объем «западных» союзнических поставок в СССР – из США, Канады, Великобритании, Австралии, Южнофриканского союза, Австралии и Новой Зеландии, вместе взятых. Сегодня об этом знают единицы.
Тува передала в распоряжение СССР весь золотой запас республики, добычу тувинского золота военных лет.
Кроме того, в 1941-1945 гг. СССР безвозмездно получил из Тувы 50 тысяч боевых коней; на деньги, собранные населением республики, были создана авиаэскадрилья истребителей и две танковые бригады. Плюс к тому, Красная Армия получила из Тувы 52 тысячи пар лыж, 10 тысяч полушубков, 19 тысяч пар рукавиц, 16 тысяч пар валенок, 67 тонн шерсти, 400 тонн мяса, топленого масла и муки. Не говоря уже о мёде, плодово-ягодных консервах и концентратах, перевязочных бинтах, целебных лекарственных травах и лекарствах национальной медицины, воске, смоле... Освобожденной Украине в 1944-м было подарено 30 тысяч коров. Именно с этого поголовья началось послевоенное возрождение украинского животноводства.
В телеграмме Президиума Верховного Совета Украинской ССР Президиуму Малого Хурала Тувы отмечалось: «Украинский народ, как и все народы СССР, глубоко ценит и никогда не забудет той помощи фронту и освобожденным районам, которую оказывают трудящиеся Тувинской народной республики...»
Всего за годы войны Тува поставила в СССР, в том числе по экспортным операциям, почти 750 тысяч голов скота. Не было ни одной тувинской семьи, которая не подарила фронту своего скота от 10 до 100 голов. На фронт ушло 309 вагонов подарков из далекой республики.
А общая сумма материальной помощи тувинского населения СССР составили 66 млн. рублей или 50 млн акша, что равно 11 годовым бюджетам ТНР предвоенных лет.
Выставка "Тувинская Народная Республика. Все - для общей победы!", открывшаяся по инициативе главы Тувы Шолбана Кара-оола в Москве в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в 2010 году, рассказала москвичам и гостям столицы о вкладе небольшой республики в центре Азии в общую победу над гитлеровской Германией.
|
|