Жизнь полна сложностей и противоречий, которые сопровождают нас в самых различных плоскостях: между детьми и родителями, внутри семьи, коллектива, в межнациональном общении. Последнее, кстати, вызывает не меньше эмоций и чувств, чем все остальное.
О том, как научиться понимать эти проблемы и научиться жить в многонациональной среде, мы беседуем с первым заместителем руководителя Канцелярии и Аппарата Правительства - министром Республики Тыва Юрием Ананьиным.
- Юрий Юрьевич, вы приобщились к празднованию Шагаа?
- Да. Встретил Новый год с первыми лучами солнца на горе Догээ.
- В номенклатурном порядке?
- Можно, конечно, иронизировать по этому поводу, но обряд на горе Догээ был действительно познавательным, наполненным смысла, мужского духа. Тем более, что обряд очищения, обновления жизни присутствует во многих культурах. Я лично считаю, что приобщение к хорошим традициям другого народа - это не просто нормально, а знак уважения к тем, с кем рядом живешь долгие годы. Я это говорю без всякого пафоса.
- Вы же из числа коренных русских в Туве?
- Соловьевы-Ананьины трудятся в Туве более 100 лет. Мои бабушки и дедушки родились и выросли в Туве. Мы с братом уже четвертое поколение, наши дети - пятое, появилось уже и шестое.
Мой прадед Павел Соловьев в 1905 году, будучи горным инженером, приехал в Туву. В ходатайстве о присвоении ему персональной пенсии, подписанном знаменитым партизанским командиром Кравченко, сказано: «Павел Соловьев своим трудом открыл и разработал десятки золотоносных мест в Туве. С 1921 по 1923 год с оружием в руках защищал Советскую власть».
Бабушка родилась в Туве, в 1911 году. Ананьины приехали позже, в 1917-1918 годы. Дед - Василий Ананьин был редактором газеты «Тувинская правда».
- 100 лет в Туве - это серьезно, если учесть, что тувинской государственности - 90 лет.
- В 2014 году мы будем отмечать 100-летие установления протектората России над Тувой. Так что все логично - наш род появился в Туве с первыми, будем считать официальными, контактами с Россией.
- По-вашему, чем ваше старшее поколение отличалось от нынешнего?
- Они все свободно владели тувинским языком. Это главное, что не достает нам. Я помню, был совсем молодым, а дед Евгений - уже в солидном возрасте. Ему однажды привезли барана, после положенного чаепития, дед самостоятельно разделал барана.
Наши деды были вовлечены в бытовую жизнь тувинцев. Много знали и многое умели. Наше поколение, к сожалению, уже утеряло такие знания. Думаю, это было связано с тем, что тувинцы в советские времена стали в большей степени переходить на оседлый, городской образ жизни.
- Хан-то вы едите?
- Не просто ем, я его люблю. Вырос на баранине. Возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу сказать: сегодня нам надо бы поучиться у наших дедов. В те годы не было курсов тувинского языка, однако они считали нужным знать тувинский язык и учили его. Они понимали, что живут в иной культурной среде и относились к этому мудро. Как, впрочем, и сами тувинцы старались перенять у русских многие для них новые вещи.
- И все-таки разность культур русского и тувинского народов существенная.
- Никакой пропасти я не вижу. Я родился, вырос в Туве, во мне все это заложено с детства. Люди вообще все разные, независимо от национальности. Каждый из нас по-своему чувствует, мыслит. Для кого-то - стакан наполовину пуст, для кого-то - наполовину полон. Но мы все живем в одном обществе и должны уважать друг друга.
- Есть такое понятие как национальная политика.
- Есть, конечно, и любой разумный руководитель ею занимается. Сегодня нельзя не заметить, что руководство республики идет на самые тесные контакты с русской православной церковью, старается сделать народные праздники интернациональными. Принято и реализовано решение о создании Центра русской культуры, принято решение о строительстве первого в Белоцарске православного храма на том месте, где он раньше был - на улице Щетинкина-Кравченко.
В моем понимании есть основополагающие факторы для жизни. Это - возможность получить образование на родном языке и иметь возможность традиционного вероисповедания. Все это у нас присутствует.
Есть проблема развития, скажем так, русскоязычного искусства, пропаганды классической европейской культуры. Но и этот вопрос дискуссионный, учитывая мощный фактор телевидения. Есть и другое мнение: восприятие вживую дает намного больше. И с этим я согласен. Надо развивать классическое европейское искусство, приглашать в республику мастеров высокого класса.
- Юрий Юрьевич, есть и более сложные проблемы: возможность выразить себя в труде, в профессии.
- Да, это проблема серьезная, но, на мой взгляд, она носит интернациональный характер. Проще всего свои жизненные неудачи свести к национальной почве. Но это, скорее, вопрос индивидуальной способности пробиться, доказать свой профессионализм.
- Есть даже какие-то рекомендуемые проценты: столько-то должно работать тувинцев, столько-то - русских.
- Статистика - дело полезное, но сами по себе цифры не решают проблем. Ну, будет у нас 30 процентов русских в правительстве Тувы. Всегда найдутся люди, которые не войдут в эти проценты и будут обижены. Не менее обиженных и среди тувинцев, не попавших, как многим кажется, на хорошие места.
- Не срабатывают социальные лифты.
- Они не срабатывают опять же для всех. Вы посмотрите, сколько выпускников не могут найти себе работу, так как предложение и реальная потребность не совпадают. Переизбыток юристов, экономистов, бухгалтеров, и - недостаток в рабочих профессиях, отсутствие производственников. Ситуация на рынке труда сложная, найти свое место под солнцем трудно для всех. Как и трудно правильно выстроить межнациональное деловое общение. Если в быту может сработать уровень культуры, то в бизнесе без столкновения интересов не обойтись. Здесь приходится учитывать психологические национальные тонкости в беседах, чтобы прийти к взаимовыгодному решению.
- Есть еще одна острая проблема - клановость в республиканском правительстве.
- Скажите, чем клановость в Туве отличается от кумовства, скажем, в Ивановской области? Ничем! Эти обвинения стандартны в отношении любого правительства, включая российское, которое обвиняют в том, что оно состоит из питерцев.
Здесь срабатывает эффект клише. Главное произнести: да-да, клановость есть! И никому не нужны доказательства. Это же все строится на ощущениях. В этом и состоит сила провокации. Никому не нужны опровержения или реальные факты. Обвинение брошено, всегда найдутся желающие его поддержать.
- Есть еще статистика по миграции из республики.
- Есть и статистика по внутренней миграции по России в целом. Народ по стране передвигается активно, ищет, где лучше жить. Были времена, когда в Туву приезжали за лучшей долей. Иван Васильевич Чучев всегда вспоминает, как он приехал после войны в Туву и впервые досыта наелся хлеба.
В 70-80-е годы в Туву ехали за заработками, в республике была более обеспеченная, чем в других регионах жизнь. В 90-е годы ситуация изменилась - люди стали уезжать за лучшей долей уже в другие места.
Да, был национальный вопрос в те годы, но это было самое простое объяснение, почему люди стали уезжать. Жизнь намного сложнее. Если каждый случай выезда разобрать, причин наберется немало: кто-то к детям поехал, кому-то удалось найти отличную работу, в больших городах и возможности большие, замуж выходили, женились…
- Уже в ходе разговора понятно, что пикировка позиций бессмысленна. На каждый вопрос найдется, что ответить и той, и другой стороне.
- Никто не отрицает, что экономическая ситуация в республике сложная, стартовые условия для рыночного хозяйствования у нас были низкие. Глава республики Ш.В. Кара-оол об этом предельно честно говорит.
Много объективных причин: отсутствие развитых транспортных условий, энергодефицит и так далее. Зачем же осложнять эту ситуацию субъективными факторами: политическим раздором, провокациями на национальной почве? Скажите, кому от этого станет лучше жить?
Межнациональные отношения - это хрупкий сосуд. Легче всего рубануть с плеча, выплеснуть свое неудовольствие жизнью! Те, кто на эту тему берется рассуждать, должен чувствовать ответственность. Это далеко не тот случай, когда в споре рождается истина.
Древние говорили: ничего слишком! И были абсолютно правы! Туву трудно не полюбить. Кто здесь прижился, уже не может без нее жить. И всем хочется, чтобы жизнь в ней была достойная для всех.
|