«Авантюрная и безумная затея» – именно такие комментарии в начале своего путешествия преследовали новосибирских автоэкстремалов, решивших преодолеть наитруднейший маршрут – проехать через неприступные Саянские горы с Севера (Иркутская область) на Юг (Pеспублика Тыва). 11 человек на трех автомобилях Merсedes-Benz Unimog прошли 700 км абсолютно бездорожного участка, впервые преодолев Хонда-Джыгулымский и Даштыг-Хемский хребты. Маршрут, как сообщается в пресс-релизе клуба, оценивается как 6-я, высшая, категория сложности.
Официальный старт уникальному автоприключению, трофи-экспедиции «Большой САЯН», был дан в Новосибирске 12 июля сего года. Из Новосибирска в путешествие отправилось шесть автомобилей! Три новосибирских и три украинских экипажа из родственного новосибирцам Одесского клуба экстремального автотуризма «Направление». Для Новосибирского клуба Off Road Master - это была уже вторая попытка преодолеть Саянские горы. Первая была совершена в 2008 году. Однако из-за серьезной поломки одного из автомобилей и упущенного времени на её устранение от продолжения задуманного в тот раз пришлось отказаться.
Серьезной была подготовка к «покорению» Саян: в район предполагаемого маршрута были совершены несколько зимних трофи-путешествий «Метель», произведена заброска топлива и консервированных продуктов, подготовлены карты и автомобили.
Из первоначального неудачного опыта были сделаны определенные выводы – необходима однотипность всех участвующих в путешествии автомобилей, спутниковая связь, закладки горючего и продуктов. Первоначальный план «покорения» Саян заключался в следующем – Новосибирские автоэкстремалы должны были зайти на планируемый маршрут с Севера (Нижнеудинск, Иркутская область). Украинская команда - с Юга (Республика Тыва).
Направления двух, идущих навстречу друг другу команд, в одной из точек маршрута, должны были пересечься. Таким образом, идущие вперед команды, готовили бы «выходы с маршрута» своим коллегам.
Для определения и уточнения деталей «дороги» была заблаговременно проведена пешая разведка, которая определила наиболее сложные и трудные участки маршрута. Полученный ценный материал был передан штурмующей группе.
В ходе штурма Одесская команда, встретив серьезнейшие трудности при прохождении горного участка и поломки одного из автомобилей, затормозила свое продвижение. В итоге вынуждена была повернуть назад.
Новосибирцы же приняли решение идти до конца намеченного маршрута.
Буквально за каждый километр пути приходилось биться и неимоверно много работать – ворочать камни, пилить завалы, проводить разведку. Отнимала силы и погода – непрекращающиеся дожди, заснеженные горные перевалы, сильные ветры, холод.
Ближняя и дальняя разведка сообщала, что многие участки в «общем понимании» - непреодолимы, однако группа прорыва решала двигаться вперед, надеясь на технику, опыт и сплоченность команды.
У пеших туристов, знающих эти места, одно только упоминание вызывает трепет! Новосибирские автоэкстремалы преодолели их на автомобилях– ущелье Чело-Монго, перевал Мус-Даг-Дабан (через хребет Большого Саяна), перевал Саласты (через Даштыг-Хемский хребет), Демир-Тайга. Броды рек Уды, Кижи-Хема, Хамсары...
Так перевал Мус-Даг-Дабан - у Ледяной Горы(1992 м) - на границе Иркутской области и Республика Тыва группа преодолевала пять дней! Уклон 45-градусов, снежные траверсы, курум... Камни и снег.
Три дня по, «абсолютно непроходимому», перевалу Саласты! Подъем по конной тропе!
Преодоление реки Хамсара на плотах, собранных из бревен и надувных понтонов, оставленных для новосибирцев украинской командой. Зайдя на категорийный маршрут 17 июля, команда Новосибирских автоэкстремалов вышла с него 24 августа.
Участники трофи-экспедиции выражают огромную признательность всем, кто помогал в подготовке и во время проведения путешествия.
Участники трофи-экспедиции «Большой Саян»: Булгаков Олег – руководитель экспедиции. Сиваракша Вадим Сиваракша Алексей Жужуков Владлен Останькович Александр Коломейцев Алексей Филонников Сергей Семенихин Александр Сорокин Александр Почикаева Ольга Суворов Георгий.
|