4-го августа 2010 года в рамках года туризма в республике Тува экспедиция новосибирского клуба экстремальных автопутешествий «Off Road Master» на трех грузовых автомобилях Мерседес-Унимог переехала через перевал Мусдаг-Дабан хребта Большой Саян из Иркутской области в республику Тува.
Таким образом, впервые в истории совершено автомобильное первопрохождение в республику из Тофаларии через хребты Восточного Саяна по долинам рек Мурхой, Сытляр-Атар, Хатага, Уда и Чело-Монго.
Перевал Мусдаг-Дабан высотой 2132м был взят за четыре дня.
В первый день был разработан маршрут взятия перевала по снежнику с уклоном свыше 45 градусов, вырыта траншея первого "якоря" для подъема автомобилей лебедками. В следующие дни из кузова одного из мерседесов были изготовлены "сани" для апробации подъема. После первого неудачного подъема "саней" заново были сделаны два допольнительных, более надежных "якоря" для штурма перевала и страховки машин, С их помощью "унимоги" успешно заехали на перевал и начали спуск по ущелью реки Кош-Пеш.
8-августа экспедиция в сложных погодных условиях штурмовала хребет Демир-Тайга и начала спуск в верховья реки Кижи-Хем. В дальнейшем сибирские экстремалы планируют двигаться в Тоджу в направлении населенных пунктов Ырбан и Тоора-Хем.
Маршрут чрезвычайно труден в техническом плане. Восточные Саяны один из самых малонаселенных и труднодоступных районов России. В составе экспедиции 11 человек - спортсмены разрядники и кандидаты в Мастера спорта по Туризму.
Стоит напомнить, что это не первый поход новосибирского клуба в Саяны и Туву.
2004 было совершено летнее автомобильное первопрохождение в Тофаларию – место проживания самой малочисленной народности России. Впервые в истории колесная техника в летний период достигла поселка Верхняя Гутара.
В 2008 году на трех автомобилях УАЗ клубом была предпринята первая попытка штурма Восточных Саян. Тогда по техническим причинам автомобилисты вынуждены были отступить.
В январе 2008 и 2009 года клубом проводились экспедиции в Тоджу, через населенные пункты Туран, Ий, Сыстыг-Хем, Ырбан, Тоора-Хем.
2010-й год был открыт клубом зимней экспедицией в Кунгуртуг к крепости Пор-Бажын.
В настоящий момент, как сообщает Алексей Макаренко, экспедиция испытывает трудности. Продвижение в горных условиях дается трудно. Скорость – до двух километров в сутки. Закнчивается бензин, по расчетам топлива едва хватит до верховий реки Кижи-хем в месте его слияния с Улуг-Даштыг-Хем. Для успешного выхода с маршрута недостает 400 литров бензина АИ92.
|