|
В Кызыле с полным аншлагом прошла премьера спектакля «Культегин», поставленного режиссером Алексеем Ооржаком по эпической драме Эдуарда Мижита.
Сюжетная линия драмы основана на текстах известного памятника орхоно-енисейской письменности VI-VII веков – высеченной на каменной стеле истории жизни «героя всех тюрков» принца Восточно-Тюркского каганата Культегина. Как свидетельствуют историки, при нем союз степных кочевников окреп и достиг такого военного могущества, что с ним считались даже императоры Китая. Сам рунический памятник, названный именем легендарного воина, причисляется учеными к первому образцу древнетюркской литературы, на 300 лет опередившему славянское «Слово о полку Игореве» и на 400 – «Сокровенное сказание» монголов.
Республиканская пресса назвала спектакль «настоящим шедевром», хотя ожидания были иными. В частности, сомнения связывали со скромными возможностями Тувинского музыкально-драматического театра, несоразмерными с форматом эпических полотен: бюджет «Культегина», по данным Минкультуры, составил всего 700 тыс. рублей.
Но скромность бюджета оказалась сполна перекрыта блестящей режиссерской работой, талантливой игрой актеров и энтузиазмом. Все реквизиты спектакля – от декораций до костюмов – театр изготовил в своей мастерской, причем, исключительно из натуральных материалов: кожи, мехов и прочего.
Кроме того, некоторую настороженность в зрительских кругах изначально вызывал сам факт обращения театра к историческим фигурам и событиям древней Азии, в которых многие усматривают символическую основу идеологии современного пантюркизма. По крайней мере, на предшествовавшей премьере пресс-конференции для местных СМИ вопрос о подобной подоплеке спектакля был задан.
Однако авторы «Культегина» считают курьезными любые намеки на наличие какого-либо политического подтекста в своем детище и в особенности – замешанного на идее этнической обособленности. «В таком случае меня следовало бы считать агентом сразу двух спецслужб – турецкой и монгольской, - так прокомментировал аллюзию с пантюркизмом режиссер спектакля Алексей Ооржак. – Я ведь до «Культегина» поставил пьесу о правой руке Чингисхана Субедее, а потом еще помогал снимать якуту Андрею Борисову фильм о самом Чингисхане».
Если в «Культегине» и есть скрытое послание современным политикам, то оно, считает режиссер, одно и очень простое – зрелость вождей, больших и малых, заключается в их умении ставить интересы народа выше даже собственной жизни. А это умение актуально для политиков всех времен и народов, независимо от их национальной, расовой и иной принадлежности.
Действительно, как признались авторы проекта, ради такого акцента они даже отошли от истории, придумав для Культегина свой финал. В реальности он, как известно, умер на 48 году в свой ставке от старых ран. Спектакль же завершается тем, что в одном из неравных сражений непобедимый воин добровольно сдается в плен на верную смерть – в обмен на долгий мир для своих соплеменников.
Тем не менее, к тувинскому «Культегину» еще задолго до премьеры проявили живой интерес не только местная публика, но и театральные круги российских регионов с тюркоязычным населением, а также зарубежье. Как сообщил директор Тувинского музыкально-драматического театра Начын Шалык, на днях в Туву должен прибыть Генеральный секретарь Международной организации ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов, с которым предполагается обсудить вопрос проката тувинской постановки «Культегина» за пределами республики и России.
Еще в 2007 году ТЮРКСОЙ предлагал разработать гастрольный маршрут для спектакля. Кроме республик России с национальными театрами, в него предполагалось включить страны бывшего СНГ, а также Турцию, которая готова была предоставить сразу несколько сценических площадок для проката. Со сменой руководителя в 2008 году эта инициатива приостановилась, но сейчас, после премьеры тувинский театр готов возобновить переговоры по организации турне.
|
|