Сегодня утром добраться до работы для большинства кызылчан превратилось в настоящую проблему. На линии не вышло большинство маршрутных такси, основных пассажироперевозчиков в столице Тувы. Весь пассажиропоток приняли на себя немногочисленные городские автобусы Пассажирского АТП. Требование забастовщиков – повысить тарифы на перевозку с 10 до 15 рублей. О своем намерении они в явочном порядке заявили с 1 июля, пустив анонимную бегущую строку по одному из телеканалов. «Это в принципе можно рассматривать как провокацию, - говорит руководитель службы по тарифам Елена Каратаева. – Есть установленный законодательством порядок регулирования тарифов на перевозки пассажирского транспорта. Они не посчитали нужным ему следовать и никаких обосновывающих такой рост цен документов в службу не представили».
Не брать с потолка
Когда в двустороннем режиме началась сверка обоснованности новых тарифов, между двумя сторонами – тарифной службой и перевозчиками – выявились значительные разногласия. Учитывать в себестоимости питание водителя и кондуктора служба по тарифам категорически отказывается. Еще один момент – пассажирозагрузка. Сотрудники службы мониторили этот показатель, просчитывая всех пассажиров от начала маршрута и до конца. Здесь «маршрутчики» явно лукавили, занижая количество.
«Интересно, а кто учитывает, когда мы вообще не выходим на линию, ремонтируем транспорт или стоим по другим причинам», - парирует другая сторона. – Кто считает наши потери?»
Половина тарифа приходится на ГСМ и здесь обе стороны соглашаются, что зависимость от цены на автомобильное топливо определяющая. Но и она не должна браться с потолка. «По нашим расчетам, даже при цене бензина в 40 рублей тариф на перевозку не должен превышать 15 рублей», - поясняет Каратаева.
Побудили перевозчиков к активным действиям решение конкурента – ПАТП повысило тариф с 7 до 10 рублей – и выросший в более чем три раза единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - с 3 тысяч рублей в квартал до 9 500 рублей. «Нам некогда читать газеты и узнавать новости в налоговом законодательстве. Мы работаем» - объясняют женщины то, что опубликованное и неоднократно откомментированное в СМИ грядущее повышение ЕНДВ для них стало полной неожиданностью.
Кому удобна «ровная» цена?
Чуть менее трех лет назад «фокус» с явочной установкой цены у собственников маршрутных такси уже успешно проходил. Тогда для «ровности» счета была названа цена в 10 рублей. Она, по мнению экономистов, значительно превышала рассчитываемый тариф, но ни мэрия, ни правительство тогда свое слово сказать не смогли. 10-рублевая цена продержалась долго. Хотя инфляцию никто не отменял и рост цен на ГСМ тоже.
В феврале этого года была предпринята попытка взять новую «ровную цену» - 15 рублей. Но инициаторов осадили, как население так и власти. Тогда экономическими расчетами службы по тарифам была обоснована цена в 10 руб. 80 копеек., постановлением правительства – установлен новый тариф в 11 рублей, но от «неровных»-неудобных денег перевозчики отказались и оставили удобные 10 рублей.
«Это на сегодняшний день упущенные 40-50 тысяч рублей», - считает Е.Каратаева.
Государство и рынок
Еще одна попытка взять 15-рублевую высоту состоялась 1 июля. «Люди спокойно отреагировали на это повышение цен, если бы не СМИ, не власти не начали будировать эту тему», - сегодня этот аргумент привела одна из женщин, работающих на маршрутном такси, в кабинете первого вице-премьера Шолбана Иргита.
О том, что пассажироперевозка, – это все же «тема» власти, которая по законодательству должна участвовать в регулировании этого рынка услуг, многие из частных перевозчиков, к сожалению, не знали и не знают.
«Мы в пятницу собирали перевозчиков, разговаривали с ними, поясняли, что явочным порядком повышать цену нельзя и убедили их все же, наконец, взять утвержденный в марте тариф в 11 рублей. Все согласились, - рассказывает заместитель мэра Владимир Сериков. – А в субботу-воскресенье – бах, выстрелили вверх цены на ГСМ. До 35-38 рублей. И с понедельника, когда новый тариф в 11 рублей должен был заработать, он оказался уже не учитывающим новые цены на бензин».
Собачья работа
«Это собачья работа. Мы все время в униженном состоянии. Давят все. Налоговая, транспортная инспекции. Я в этом бизнесе уже 12 лет. И никто спасибо не скажет. Хотя нет, ошибаюсь. Вот недавно Шолбан Валерьевич сказал. Владимир Николаевич Сериков тоже поблагодарил, - говорят в голос маршрутчики. – Мы были нужными, когда стало разваливаться пассажирское АТП и некому было возить людей. А теперь, когда в стране стабилизируется ситуация, на нас постоянно оказывается психологический прессинг. Что вы скоро будете не нужны. Как в такой ситуации нормально работать?!»
500 желтеньких «ГАЗЕЛей» выходят ежедневно на маршруты в городе. Это 1500 рабочих мест. В этот бизнес частных перевозок они пришли разными путями. «Я продал дом, купил «Газель» и она теперь меня кормит. Что будет завтра? – я даже боюсь загадывать», - признается один.
У них действительно много проблем. Но объединиться для их решения они не могут, слишком много внутренних противоречий. А вот в голос требовать новой цены на проезд – это пожалуйста. Объединяться пробовали, но ничего толкового из этого, по их собственному признанию не получилось. А ведь такое объединение нужно, чтобы не только отстаивать общие интересы в налоговой, транспортной, надзорных службах, в кабинетах власти, но и решать внутренние проблемы, развивать этот бизнес, обеспечивать безопасность движения на дорогах, поддерживать культуру обслуживания.
Вот вторая половина всех как-то смущает, что еще и выбранный из твоих коллег «начальник» вдруг начнет тебе же выговаривать за высокую скорость вождения. Плюс не вдохновляет необходимость отчислять на общие нужды энную сумму денег. Вот так и выживают.
Здоровая конкуренция
На совещании у первого вице-премьера Шолбана Иргита перевозчики откровенно говорили о своих проблемах. Кто-то, обращаясь к председательствующему, просил помочь, кто-то настойчиво требовал «только 15 рублей и ни рубля меньше». Эмоции не зашкаливали, все было корректно, вот только превалировавшие пассажи о трудностях в работе перевозчиков спровоцировали реплику вице-мэра Владимира Серикова: «Мы сейчас, наверное, все расплачемся. Давайте все же по делу».
После несколько затянувшегося обсуждения пришли к мнению, что останавливать работу и подставлять людей нельзя. Движение маршрутных такси будут возобновлено.
«Мы оказались заложниками этой ситуации. Все начинают видеть зло в нас, в перевозчиках, а по сути задают этот рост автозаправщики-монополисты», - говорит частный предприниматель Владимир Дамбиев. – Спрашивать нужно в первую очередь с них».
Вопрос об установлении тарифа был вынесен на созванный Совет правительства. И на нем также встал вопрос о монополистах, о возможном картельном сговоре поставщиков ГСМ.
«Сегодня из-за резкого скачка цен на ГСМ практически остановились полевые работы. Заготовка кормов. Мы не косим, не пашем, не обрабатываем пары, потому что выбрали средства, - считает вице-премьер Иван Чучев. – Сегодня очевидно, что оснований для роста цен на топливо нет, засаянские поставщики цен не поднимали».
«Нужно добиться, чтобы соблюдалось антимонопольное законодательство, - настаивает глава Канцелярии Председателя Правительства Каадыр-оол Бичелдей. – Служба по тарифам и антимонопольная служба сработали неэффективно. Необходимо подключить правоохранительные структуры для поиска возможного коррупционного или монопольного сговора. Если есть элементы уголовного деяния, то нарушители должны быть наказаны».
Было поддержано предложение службы по тарифам об установлении цены в 14 рублей за перевозку в маршрутном такси. «Все должно быть экономически обоснованно, а не устанавливаться по желанию отдельных лиц, - говорит вице-премьер Анатолий Дамба-Хуурак. - Цифры не должны браться с потолка, просто потому что это кому-то удобно. Сегодня 15 рублей. А завтра удобнее будет 20 рублей?! Нужно обязательно учитывать финансовые возможности населения. А они небольшие».
И все же, чтобы исключить повторение ситуации, по мнению Шолбана Иргита, необходимо, в первую очередь, развивать муниципальный транспорт в столице: «Нужно создавать здоровую конкуренцию на этом рынке. Тогда цены смогут саморегулироваться. Это сведет к нулю возможности со стороны отдельных лиц манипулировать ситуацией».
|