|
Железнодорожный проект Курагино-Кызыл под занавес 2007 года из вялотекущих обсуждений о прелестях и пороках железной дороги в Туву, наконец, из виртуального превращается в реальный. Затянувшаяся (обычно это занимает не более недели) после мартовского решения Инвестиционной комиссии Правительства России процедура межведомственного согласования по поводу того, как будет финансироваться проект (совместное финансирование такого крупного инфраструктурного объекта частным и государственным капиталами – это прецедент для страны), завершилась лишь 14 декабря подписанием уже новым премьером России Виктором Зубковым паспорта проекта с разбивкой его финансирования по годам за счет средств инвестиционного фонда. По сути этим решением открылось государственное финансирование, а вместе с ним и события вокруг Курагино-Кызыл начали разворачиваться с космической скоростью. Прибавили в темпах проектно-изыскательские работы, которые из предварительной перешли в рабочую фазу. А значит, будет проведено геологическое исследование всей трассы, сделан отбор проб, проведены полевые и топографические работы.
20 декабря в Туве высадился представительный десант всех, кто имеет отношение к будущей стройке и эксплуатации железки, – от представителей федерального агентства железнодорожного транспорта и Объединенной промышленной корпорации, заказчиков этого инфраструктурного проекта, до ОАО «РЖД», в чье ведение по окончании строительства перейдет тувинская ж/д, и Первого проектно-изыскательского института Китайской государственной железнодорожной строительной корпорации, уже имеющего опыт проектирования таких сложных железнодорожных веток (Синьхай-Тибет на высоте 1600 м)
22 декабря в Доме правительства состоялось рабочее совещание под председательством главы республики Шолбана Кара-оола, на котором с участием членов правительства, государственного заказчика (федеральное агентство железнодорожного транспорта), инвестора, промышленных и проектных организаций обсуждались практические шаги по реализации проекта Курагино-Кызыл.
«14 декабря состоялось одно из судьбоносных решений, определяющее дальнейшее развитие проекта, - подчеркнул, открывая совещание, Председатель Правительства Шолбан Кара-оол. - Я очень рад тому, что сегодня мы встречаемся вот таким представительным составом. Хотел бы услышать, какие реальные шаги уже предприняты и предпринимаются, как продвигается проект. В общем, нужно «сверить часы». Со своей стороны, хочу вас заверить, несмотря на существующий вокруг этого проекта политизированный фон, что правительство республики заинтересовано в реализации этого масштабного инфраструктурного проекта»
Представитель частного инвестора, заместитель директора проекта Курагино-Кызыл Борис Кабищев (ОПК) подробно рассказал о будущих параметрах железной дороги и требуемых инвестициях в увязке с освоением Элегестинского месторождения каменных углей, право на разработку которого в 2002 году выиграла дочерняя структура ОПК – Енисейская промышленная компания. Он сообщил, что стоимость комплексного проекта (железная дорога плюс угледобывающий комплекс)-131 млрд. рублей. Из них 98,4 – расчетная стоимость строительства железной дороги. Финансирование строительства железной дороги осуществляется в равных долях за счет средств государства и частного инвестора (ОПК) – по 49,2 млрд. рублей. Кроме того, ОПК планирует вложить 33 млрд. рублей на создание Элегестинского угледобывающего комплекса с производственной мощностью до 12 млн. тонн и подъездного пути от Кызыла до месторождения длиной в 38 км.
На совещании также отмечалось, что в связи с поздним принятием решения об утверждении паспорта объекта сроки реализации проекта сдвигаются на год и стартуют не в 2007 году, а в 2008, т.е. весь охватывают период 2008-2013 гг.
Участниками инвестиционного проекта определены: государство в лице федерального агентства железнодорожного транспорта, ЗАО «Енисейская промышленная компания» (структура ОПК) и ОАО «Российские железные дороги». Согласование работы с ОАО «РЖД» было начато сразу после инвестиционного форума в Сочи в 2006 году, когда Президент России упомянул проект Курагино-Кызыл и обозначил ОАО «РЖД» одним из его участников.
Представитель частного инвестора подчеркнул, что компания не будет ждать окончания строительства железной дороги и начнет в ближайшем будущем разработку угольного месторождения. Для этого закуплены два комплекса глубокой разработки угольных пластов. В мае ЕПК планирует начать добычу угля, отгрузку и перевозку на автомобильном транспорте. А это означает начало налоговых отчислений в бюджет республики. «Мы будем докупать технику: бульдозеры, современные экскаваторы, автотранспорт, - сообщил Кабищев. - На первом этапе до ввода железной дороги к 2010 году добыча может дойти до 2 млн. тонн угля в год, а потом с запуском ветки мы выходим на 12 млн. тонн».
Проект Курагино-Кызыл вошел в точку невозврата, подчеркнул в своем выступлении Алексей Васильков, начальник Департамента капитального строительства (ОАО «РЖД»). Железная дорога в Туву включена в программу развития железнодорожного транспорта России до 2030 года. Упомянута она и в Послании Президента России.
«Мы заинтересованы в строительстве железной дороги, в получении дополнительных возможностей осуществлять свою функцию доставки грузов в столь отдаленные территории, - сообщил Васильков. - И в связи с этим мы на всем протяжении проекта будем сопровождать и консультировать, потому что хотим решить задачу, которая высказана Владимиром Путиным: «Если уж мы строим железную дорогу, то мы должны построить ее надлежащим образом .Она должна быть построена и запроектирована по всем передовым параметрам»»
Опорным пунктом создаваемой транспортной инфраструктуры будет Кызыл. Здесь есть все необходимые ресурсы, подчеркнули участники совещания. Железнодорожный вокзал планируется построить на правом берегу города. В архитектуре вокзала должен быть обязательно учтен национальный колорит. Здесь будет целый комплексный терминал. Новая стройка повлечет изменения и всей транспортной схемы столицы.
«Мы построим лучшую железную дорогу в России», - заверил Васильков.
Евгений Куманцов, первый зам. генерального директора ОАО «Росжелдорпроект», и Владимир Токарев, заместитель директора федерального агентства железнодорожного транспорта, представили более развернутую информацию по предстоящей стройке. 460 км, такова протяженность железной дороги, из них половина проходится на территорию Тувы. На строительстве будет задействовано от 15 до 18 тыс. рабочих. Для дальнейшей эксплуатации «железки» нужны 2,5 тысячи рабочих. Трасса уникальна. Около 80 км горная часть, более 100 км «спокойная» пойменная часть. Планируется проложить 2 туннеля, один протяженностью 3 км. 150 м, второй – 900 м. Будут построены 580 искусственных сооружений, из них 87 – это средние мосты, 18 – большие мосты.
Шолбан Кара-оол обратил внимание участников совещания на необходимость социальной составляющей инвестиционного проекта. Она предполагает участие инвесторов в ремонте автодорог, в частности, М-54, решении энергетических проблем республики. В республике особую тревогу вызывают экологические аспекты строительства и эксплуатации железной дороги, подчеркнул премьер. Правительство намерено отстаивать интересы республики, обязательное привлечение к строительству местных трудовых ресурсов, открытие соответствующих специальностей на базе учебных заведений Тувы, а также выделение квот для обучения тувинских студентов в железнодорожных вузах страны.
|
|