|
Василий Фадеевич Демин был одним из зачинателей изобразительного искусства Тувы. Фактически он начал формировать профессиональные виды искусства, обучать талантливую молодежь художественным ремеслам. Василий Демин родился 12 января 1912 года в деревне Акишино Касимовского района Рязанской области. Закончил Рязанский художественно-педагогический техникум, затем Московский государственный художественный институт повышения квалификации. Летом 1941 года он вместе с группой специалистов (Александр Пальмбах - языковед, Иван Исполнев - режиссер, Анатолий Шатин - балетмейстер и другие) прибыли в Туву по направлению Комитета по делам искусств СССР для помощи в развитии и становлении профессиональных форм искусства Тувинской Народной Республики. И молодой Демин с воодушевлением, напористо взялся за разрешение ряда проблем - он оформляет многие праздничные мероприятия, пишет портреты руководителей партии и правительства ТНР, рисует декорации к спектаклям национального театра, преподает рисование в школе. В трудные для Советского Союза годы Великой Отечественной войны он вместе с местными художниками Всеволодом Тас-оолом и Сергеем Феоктистовым выпускают агитационные плакаты "Окна ТуваТА" (Тувинское телеграфное агентство), подобным "Окнам ТАСС" в городах СССР. Выполненные в технике линогравюры, отпечатанные в основном, в двух цветах - красном и черном, они оперативно откликались на события на фронтах, поддерживали патриотический почин тружеников в деле помощи Красной Армии, призывали к борьбе за свободу и независимость народов СССР и ТНР. Боевые лозунги "Все шли на разгром врага!" (1941), "Все для фронта!" (1941), "Пошлем третий эшелон подарков для героической Красной Армии!" (1942) и многие другие сопровождались выразительными гравюрами, в изобразительной форме выражающими саму суть сказанных слов. В 1942 году Василий Демни был назначен заведующим отделом изобразительного искусства при Правительстве Тувинской Народной Республики, в эти годы он организует изостудию в учебном комбинате (ныне средняя школа № 2), проводит первые художественные выставки, иллюстрирует тувинские учебники, книги, выявляет одаренных юных художников, народных умельцев, камнерезными работами которых он был восхищен. По словам М.Б.Кенин-Лопсана, это Демин увидел в молодом подростке по фамилии Ланзы ростки ярчайшего таланта живописца и в дальнейшем помогая ему в поступлении на учебу в художественное училище г. Свердловска (Екатеринбург). Василий Фадеевич с первых дней пребывания в республике был очарован красотой разнообразных ландшафтов, богатством цветовой гаммы пейзажей, заинтересован характерными типажами коренных жителей Тувы. Он пишет ряд живописных произведений, в которых предстает как тонкий колорит и наблюдательный психолог в передаче разнообразных человечеких образов, - будь-то портрет писателя Степана Сарыг-оола, художника Всеволода Тас-оола, арата Кара-Моге, тувинки с багульником, камнереза Монгуша Черзи и других. Примечательны его натюрморт "Черемуха", небольшая этюдная картина "Молотьба хлеба военного урожая", достоверный пейзаж "Наводнение в Кызыле 1945 года", большое историческое полотно "Кызыл в 1941 году" и много других, наполненных яркими красками и легкими быстрыми мазками его богатой цветовой палитры. Участвуя в современной жизни Тувы, Василий Фадеевич становится свидетелем вхождения республики в состав Советского Союза в 1944 году. Как гражданин большого Советского государства и житель Тувинской автономной области РСФСР Демин осознал значимость этого великого события и впервые созда сложную многофигурную композицию "Народный Хурал. Обсуждение Декларации о вхождении ТНР в состав СССР", 1946 год. Круговая композиция изображает собрание аратов под открытым небом среди юрт на фоне синеющих гор. Светлый солнечный день, ярко звучающие краски, обилие красных оттенков придают картине радостное состояние народного праздника. В 1950-е годы он стал поддерживать творческие контакты с художниками Красноярского края, участвовать в больших региональных, всероссийских и всесоюзных выставках. Вместе с красноярскими художниками Демин ездит по многим районам Тувы и создает ряд крупных творений пейзажного жанра, наполненных величественностью и суровостью - первозданной красотой. Таковы целостные, обобщенные пейзажи "У сияния Енисеев. Осень". (1954), "Высокогорье в Саянах" (1958), "Осень. Лесостепь" (1958). Особое место в творчестве Василия Демина занимают его монументальные работа, дополняющие градостроительный облик Кызыла. Для памятника красным партизанам, погибшим в Белоцарском бою в 1919 году, он лепит и отливает из бетона скульптурный рельеф, изображающий группу вооруженных русских революционеров. Наиболее выдающееся творение Демина - обелиск "Центр Азии", сооруженный к 20-летию Советской Тувы в 1964 году. Сама его форма традиционна, она исходит от гранитных обелисков Древнего Египта и была использована для возвеличивания императоров нового времени. Василий Фадеевич придает обелиску другое звучание - это торжественное утверждение географического центра Азии, органично выписав в основание вертикального трехгранного обелиска круглую сферу земного шара с рельефным контуром границ СССР и Тувинской АССР. В 1984 году монумент был значительно реконструирован, украшен просторными подходами, широким подиумом, сквером к набережной реки Енисей. Василий Демин чисто по-человечески был артистом в душе и нередко язвительно подшучивал над коллегами по цеху, доставалось даже С.К.Ланзы, который вообще не обижался на колкости старшего товарища. Младшие художники Демина любили и уважали, за глаза его называли Василий "Злодеевич". А он вместе с Сергеем Ланзы стал организатором самостоятельной творческой организации - Союза художников Тувы (1965). Нет точных данных, когда выехал из Тувы Василий Фадеевич на родную Рязанщину, но 60-летие со дня его рождения отметили персональной юбилейной выставкой и приездом в Туву известных красноярских коллег Т.Ряннеля, Б.Ряузова. 70-летие замечательного художника отмечено выставкой и выходом небольшого каталога с репродукциями (1982).
|
|