Пятница, 13 июня 2025 г. 18:18 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Интервью с Александром Чепарухиным, одним из менеджеров группы "Хуун-хуур-ту"

Отнюдь не все деятели отечественного шоу-бизнеса стремятся извлекать максимальную прибыль. Некоторые предпочитают в ущерб коммерции напрямую влиять на музыкальный рынок

В последнее время отечественная музыкальная жизнь становится все более разнообразной. Интересные события на самых различных площадках, будь то клубы, стадионы, концертные залы, происходят чуть ли не каждый день; лет десять назад, когда приезд каких-нибудь превратившихся в безнадежную архаику Deep Purple воспринимался как центральное событие года, ничего подобного и представить себе было нельзя. Приглашать звезд, а тем более малоизвестных исполнителей, рисковали немногие: не было ни денег, ни уверенности в коммерческом успехе, ни нужных умений по организации гастролей. Явно разнообразней в последнее время стала и музыка отечественного извода. У российских молодых музыкантов появился стимул: если раньше их мечтой было засветиться на каком-нибудь фестивале, то теперь отечественная эстрадная - в широком смысле этого слова - культура, выйдя из советского подполья, с трудом пережив смутные 90-е, явно начинает приближаться к общемировым стандартам. И немалую роль в этом играют независимые музыкальные бизнесмены: пока гиганты бизнеса думают лишь о том, как правильно выстроить гарантированно успешные коммерческие схемы, небольшие, порой состоящие из нескольких человек компании не боятся экспериментировать - и с музыкальной продукцией, и с аудиторией.

Доходный энтузиазм

Александра Чепарухина без преувеличения можно назвать культовой личностью. Он - редкий пример отечественного промоутера, добившегося признания на Западе, который он буквально заполонил этномузыкой из стран бывшего СССР. Артисты его компании Greenwave Music - уникальные тувинцы "Хуун-Хуур-Ту", певец азербайджанских мугамов Алим Касымов, адепты русского фолка Инна Желанная (в ее группе Чепарухин сам играет на перкуссии) и Сергей Старостин - собирают стадионы по всему миру. Успешно работает Чепарухин и в обратном направлении - привозит в Россию редкостную, весьма элитарную музыку: "Кронос-квартет", современных классиков Филиппа Гласса и Майкла Наймана. В нынешнем сезоне он нанес особо мощный удар по российской аудитории, ошеломив ее концертом Джона Зорна; в конце июня он собирается продолжить начатое с помощью концерта знаменитого гитариста Джона Маклафлина.

- С чего началась ваша деятельность как промоутера?

- Сначала, где-то в конце семидесятых, когда я учился на экономическом факультете МГУ, я сделал концерт группы "Центр". Затем устроил нечто в жанре тематических дискотек: к программе из уникальных записей с тбилисского рок-фестиваля в 1980-м добавил стробоскопы, свои юношеские стихи - и победил на всемосковском конкурсе дискотек. После этого мне предлагали участвовать в культурной программе съезда комсомола, но меня это очень сильно испугало, и я с дискотеками завязал. Затем, уже будучи аспирантом, я стал председателем молодежного совета МГУ по охране природы, создал в 1985-м клуб Greenwave и умудрился попасть в культурную программу Фестиваля молодежи и студентов - в павильоне "Космос" на ВДНХ, например, сделал совместный проект ансамбля Дмитрия Покровского и "Арсенала" Алексея Козлова. А в 1986-м появилась совершенно оригинальная идея - я свел ансамбль Пола Уинтера и ансамбль Покровского, устроил им концерт в МГУ. Это был практически первый советско-американский проект такого рода. Никаких даже намеков на коммерческую составляющую тогда не было. Все держалось на чистом энтузиазме.

- И как же вы занялись этим профессионально?

- В Америке я случайно встретил известного этномузыковеда Теда Левина, который мне дал кассету с записями тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту". Я об этой музыке ничего не знал, она меня просто потрясла. И через пару-тройку месяцев я с ними поехал в тур. Сразу же начались аншлаги, появились довольно неплохие деньги - и все равно какое-то время для меня это занятие оставалось хобби. Практически все деньги, которые я зарабатывал, я тратил на записи новых альбомов, организацию новых туров. В 1997-м мне пришла в голову идея: почему бы не пригласить музыкантов, с которыми я познакомился на Западе, сюда? Первым таким опытом стали гастроли "Кронос-квартета". Я тогда ничего не знал о том, как это делается, сделал все неправильно - то есть очень хорошо, но чересчур. Поселил музыкантов в "люксах" в "Балчуге", арендовал роскошные лимузины, которые были им не нужны. Успех концертов был абсолютный, но я потерял десять тысяч долларов. Через год я привез уже два коллектива - "Кронос-квартет" и "Майкл Найман бэнд". Опять был полный успех, но теперь у меня уже появилась какая-то команда, мы уже научились считать деньги, сделали мы все правильно, без чрезмерного шика. Так как-то постепенно все расширилось, и я себя ощутил полностью погруженным в музыкальный бизнес, чего изначально не планировал.

- Каково соотношение коммерции и культуртрегерства в том, что вы делаете?

- Такого подхода - давайте-ка изучим, что людям нужно, привезем и сделаем деньги - у меня нет. Не потому, что я такой бессребреник, мне интересно деньги зарабатывать, но везти то, что мне самому не очень нравится, - скучно и даже неприятно. Я знаю менеджеров на Западе - очень продвинутых, занимающихся прекрасными, но не очень коммерческими музыкантами, - и они же являются агентами групп, которые им ненавистны, зато приносят деньги. Для меня это неприемлемо. Более того, мне кажется, если я буду исповедовать такие принципы, то не смогу успешно работать. Мой энтузиазм стал приносить мне доход, не слишком большой, но достаточный, чтобы продолжать мою деятельность, - так зачем мне переделывать себя?

- Вы не думали создать вокруг своей компании какой-нибудь культурный центр вроде The Knitting Factory Джона Зорна?

- Я об этом думаю уже много лет, просто руки не доходят. И не хочется искать спонсоров - очень неприятно напрашиваться, искать деньги. Мне не нравится пробиваться сквозь скептицизм, что-то кому-то втолковывать, доказывать, что я не верблюд. Мне хочется равноправного сотрудничества. Мне кажется, это не наглое притязание. Продвинутому бизнесмену должно быть небезразлично, что он участвует в реальном, интересном культурном процессе. К сожалению, таких людей у нас очень мало, практически нет совсем.

- Вы имеете возможность сравнивать наш музыкальный мир и западный. Насколько мы провинциальны?

- По количеству событий мы совсем не провинциальны. Какой-нибудь Мюнхен, Женева значительно беднее в этом смысле. Но, с другой стороны, в том же Мюнхене происходит гораздо больших мелких локальных событий с музыкой разного формата, у которой не может быть коммерческой истории, у которой есть своя ниша. Там промоутеру не приходится трястись от страха - как бы не потерять деньги. Лучший тому пример - Скандинавия и Германия, там существуют специальные фонды, которые помогают клубам, где выступают заведомо некоммерческие артисты. У нас этого нет. Успешны у нас только громкие проекты. Государство не выступает в роли проводника каких-то культурных событий. В этом смысле мы, безусловно, провинциальны.

Подробнее на сайте http://www.expert.ru/expert/current/data/produce.shtml

  • 0
Дина Оюн

День Независимости в Кызыле отметят фестивалем самобытных культур Сибири

В Кызыл начали прибывать участники международного фольклорного фестиваля "Радуга искусств" посвященного Дню независимости России. Самую многочисленную делегацию из Горной Шории в количестве 20 человек встречают завтра сотрудники музея "Алдан маадыр" в Абакане. Делегация Якутии прилетела сегодня утом в Кызыл. Представительной обещает быть и монгольская делегация состоящая из "тувинской диаспоры". В планах фестиваля шествие, вытсавка-продажа изделий народных промыслов, концертные выступления на площадке стадиона им. "5-летия Советской Тувы" 12 июня.
  • 0
Саяна Монгуш

На фестивале "Устуу-Хурээ" ожидают приезда легендарного американского Сан Ра Аркестра, украинской фольк-рок группы, немецкого гитариста, финских авангардистов, московских и самарских джазменов, французского горловика и многих других

В этом году на 6-м фестивале живой музыки "Устуу-Хурээ" готовятся к наплыву зарубежных исполнителей. О своем желании приехать в центр Азии заявила легендарная группа под управлением Аллена Маршалла "THE SUN RA ARKESTRA" (США). Музыканты, которым от 70 до 90 лет, выступали в свое время с Би Би Кингом, Билли Холлидей и теперь продолжают активную гастрольную деятельность. Как сообщила в интервью корреспонденту "Тува-Онлайн" зарубежный координатор фестиваля "Устуу-Хурээ" Корнелия Мюллер, к сожалению, одного желания недостаточно. Сейчас она и директор фестиваля Игорь Дулуш пытаются найти финансовые средства, чтобы обеспечить приезд легендарных джазменов в Туву. По мнению Игоря Дулуша, приезд на фестиваль в юбилейный для республики год музыкантов мировой величины, еще раз подтвердил бы репутацию Тувы, как музыкальной Мекки России.

Можно ожидать, что с подключением к подготовке фестиваля при посредничестве Саинхо Намчылак Корнелии Мюллер, опытного музыкального менеджера, директора фестиваля Uncool, который проходит в итальянской части Швейцарии, организационно "вырастет" и нынешний "Устуу-Хурээ".

Фестиваль живой музыки, который вот уже в шестой раз соберет на музыкальной поляне в пригороде Чадана музыкантов из самых разных стран, самых разных стилей и направлений, в этом году вошел в программу официальных юбилейных торжеств, посвященных 60-летию вхождения Тувы в состав России, и пройдет под личным патронажем главы правительства Шериг-оола Ооржака.

Напоминм, что свое название фестиваль получил от буддийского храма Устуу-Хурээ. Он был построен в начале 20 века в окрестностях города Чадана, а в 30-х годах варварски разрушен, служители храма - буддийские ламы подвергнуты жестоким репрессиям. Идея проведения фестиваля родилась в 1998 г. в кругах музыкантов и творческой интеллигенции, объединившейся вокруг идеи восстановления Верхне-Чаданского хурээ. Фестиваль благотворительный. Все доходы от проведения концертов и помощь спонсоров направляются на восстановление храма по проекту московского архитектора Вилли Хаславской и содействие возрождению буддизма - традиционного вероисповедания тувинцев. Ежегодно фестиваль объединяет более 300 музыкантов всех направлений и стилей: от классической музыки и джаза до фолка и авангарда. В этом году программа этого популярного музыкального форума, в прошлом году вполне оправдавшего свой международный статус (в нем приняли участие музыканты из Норвегии, Финляндии, Англии, Австралии, США, а в числе зрителей были музыкальные фанаты из Непала, Швейцарии, Аргентины и Канады), практически не изменилась.

1 июля все участники ранним утром выедут из Кызыла в районный центр Дзун-Хемчикского кожууна, в предместье которого будет разбит палаточный и юрточный городок, вечером этого же дня музыкальная процессия пройдет по улицам Чадана, а по возвращении "на базу" примет участие в торжественном открытии фестиваля. Ночной костер Дружбы завершит долгий день.

2 июля - посещение руин Верхне-Чаданского монастыря, официальные встречи гостей с руководителями района и города, конкурсные прослушивания.

3 июля - посещение храма Алдыы-Хурээ (новый монастырь в черте города Чадана, построенный при финансовой поддержке Сергея Шойгу), скачки, соревнования по национальной борьбе "Хуреш", визит в музей Буян-Бадыргы, основателя тувинской государственности, день завершится ночным джем-сейшном.

4 июля гости фестиваля смогут поехать на озеро Сут-Холь (высокогорное озеро в Сут-Хольском районе республики, напоминающее чашу с молоком), программа пребывания у которого свободная.

Музыкальная программа фестиваля тесно переплетена с духовной. Во время "Устуу-Хурээ 2003" буддийскими ламами каждый день будут производиться культовые обряды. "Пламя лампады этого хурээ еще не погасло" - так сказал об храме Устуу-Хурээ Его Святейшество Далай-Лама XIV, посетивший его развалины в сентябре 1992 года во время визита в Туву.

  • 0
Дина Оюн

Глава правительства Тувы возглавил Оргкомитет самого популярного музыкального форума Восточной Сибири

Оргкомитет 6-го Международного фестиваля живой музыки "Устуу-Хурээ" возглавил председатель Правительства Тувы. В этом году популярный музыкальный форум, ежегодно собирающий в палаточном городке в пригороде Чадана сотни музыкантов из разных городов России и мира, проходит под официальным патронажем Шериг-оола Ооржака. Как сообщил корреспонденту "Тува-Онлайн" директор фестиваля Игорь Дулуш, на прошедшем вчера заседании оргкомитета под председательством главы правительства рассматривались все аспекты подготовки и проведения фестиваля "Устуу-Хурээ" в рамках празднований 60-летия вхождения Тувы в состав СССР и 90-летия г. Кызыла. По информации пресс-службы правительства, в ближайшее время будут начаты работы по благоустройству места проведения фестиваля, начнется асфальтирование участка дороги от основной трассы до храма Алдыы-Хурээ, сценической площадки, пешеходных дорожек в лагере для участников. Будут приняты меры по обеспечению общественного порядка, организовано питание, медицинское обслуживание гостей. Шериг-оол Ооржак настроен провести фестиваль на высшем уровне. Отрадно и то, что он поддержал идею приезда в Туву Sun Ra Arkestra под управлением Маршалла Аллена (США).

Возраст музыкантов - от 70 до 85 лет. Руководителю коллектива Аллену Маршаллу в этом году 25 мая исполнилось 80 лет. Он - ученик, идейный единомышленник и активный участник экспериментов Сан Ра, основателя знаменитого оркестра, который тот намеренно писал с буквы "А" (Аркестра). Звездное время "Сан Ра Аркестра" приходится на 70-80 годы, связанные с формированием нетрадиционных инструментальных секций биг-бэнда (главным образом, различных сочетаний саксофонов и деревянных духовых из состава симфонического оркестра). По мнению музыковедов, вместе с "Сан Ра" Маршалл внес заметный вклад в разработку новых музыкальных идей, связанных с некоторыми креативными направлениями в современном джазе (например, в сфере так называемого грейт-блэк-мьюзик).

  • 0
Дина Оюн

"Защитить ум от обыденного мышления" - призывают тантристы возводящие в Туве мандалу Ямантаки

В Кызыле с 4 июня началось возведение мандалы, посвященной буддийскому божеству Ямантаки. Как сообщил руководитель группы монахов из тантрического монастыря Гьюдмед школы Гелукпа, нгаремпа (доктор тантры) Лобсанг Церинг, более 4 лет они работают в России, обосновав организацию "Живое сообщество Тибета".

Основную цель своей деятельности монахи видят в передаче основ буддийской философии, знакомстве с тибетской духовной культурой. "Мы не предлагаем всем стать буддистами. Можно оставаться в своей религии, относясь к буддизму как к философии,а не религии. Мы не отправляемся в путь, чтобы возводить песочные мандалы, читать молитвы и проводить ритуалы.В самых разных странах мы посещаем больницы, места лишения свободы, те места, где люди действительно испытывают страдания. Мы бы очень хотели если предоставится возможность, пойти к этим людям и в Туве. Еще одна важная цель - помощь тибетским детям. Все пожертвования будут переданы для строительства школы детям тибетских беженцев,оставшихся без родителей".

С 1959 года, после оккупации Тибета Китаем и изгнания Его Святейшества Далай-ламы, тысяча тибетцев последовали за Учением и за Учителем в Непал и Индию. При переходе границ беженцы гибнут от холода, голода и погони. Сотни детей сирот воспитываются в моныстырях, но их количество явно недостаточно для получения образования всеми детьми.

До 15 июня в здании спорткомплекса им. И.Ярыгина с 10 утра начинаются утренние молитвы, с 11 лекции, до 18 часов можно наблюдать возведение мандалы, в 18 30 просмотр документальных видеофильмов.

12 июня будет проведен ритуал очищения "Тен трул юн трул", вечером просмотр фильма "Тибетская книга мертвых". 13 июня - самопосвящение Ямантаки. 14 июня - ритуал "Зеленой тары". 15 июня - разрушение Ямантаки.

Из 60 с лишним мандал, возведенных тантристами в разных частях России, мандала Ямантаки, возводилась лишь один раз в Калмыкии, сегодня этот уникальный ритуал можно наблюдать в Кызыле.

  • 0
Саяна Монгуш

В презентации нового видео-проекта Гринпис "Природное наследие России" примет участие тувинско-московская фольклорная группа "Олчей"

Гринпис России на охране уникального искусства горлового пения Целостность нетронутых уголков дикой природы тесно связана с сохранением культуры народов - их быта, обычаев и фольклора. Частично утеряные народные традиции сегодня признаны неотъемлемой частью Всемирного природного наследия. Крупные международные организации всерьез взялись за изучение, сохранение и передачу знаний о нематериальном культурном наследии. И особый интерес возникает к тувинскому горловому пению, истоки, традиции, тайна и энергетика которого неразрывны с первозданной природой Тувы и укладом жизни кочевников Центральной Азии.

Гринпис России первым в нашей стране решил представить публике новое видение защиты Всемирного природного наследия. 19 июня в 19.00 в Центральном доме журналиста (Никитский бульвар, 8а) состоится презентация видео-проекта Гринпис России - "Природное наследие России". С 2000 года в ходе этого комплексного экологического проекта в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО включены 8 российских природных территорий, в том числе Убсунурская котловина - гордость Тувы. Были созданы самые разные типы видеопродукции - от проблемных клипов до видовых и образовательных фильмов о наиболее уникальных уголках страны.

Ключевым моментом презентации "Природное наследие России" станет знакомство с творчеством двух современных фольклорных коллективов: группы "Олчей" и ансамбля "Русичи". Удивительный феномен тувинского горлового пения и исконно русская песенная традиция раскроют глубинные связи культуры и природы, а виртуозное владение традиционной вокальной и инструментальной импровизацией - неограниченные возможности творчества и экспериментаторства в этом направлении.

В программе вечера - презентация нового альбома "Зов горячей травы" группы "Олчей". Диск выпущен совместно с Гринпис России в рамках проекта по Всемирному природному наследию. В альбом вошли традиционные песни из тувинского фольклора, но новое и гармоничное звучание получено при смелом синтезе тувинских инструментов и горлового пения с виолончелями.

  • 0
Урана Куулар (Москва)

Менгилен Сат поставил трехактный балет в театре-студии ГИТИС

Театр-студия ГИТИС вернулся в Москву после успешных гастролей балетной труппы в Испании и Португалии. Зарубежному зрителю был представлен балет "Легенда о любви" (литературная основа - Назыма Хикмета) на музыку известного азербайджанского композитора Арифа Меликова. Постановку этого классического 3-хактного танцевального действа (балету - более 40 лет) накануне гастролей осуществил третьекурсник ГИТИСа Менгилен Сат. Бывший солист Бурятского Государственного театра оперы и балета, теперь работает и учится в Москве. В истории хореографического отделения ГИТИСа (среди создателей которого был и первый тувинский хореограф Анатолий Шатин) впервые постановщиком балета выступает студент. По единодушному мнению педагогов, эта постановка может быть засчитана как дипломная работа тувинского танцовщика.

Нынешнее лето для уроженца Чадана, посвятившего свою жизнь танцу, будет напряженным. С конца августа до октября Менгилена Сата вновь ждут в Испании. Поэтому и принять участие в постановке тувинского балета, который готовит к юбилейным торжествам в Туве группа хореографов под руководством Аяна Мандан-Хорлу, ему не удастся.

  • 100
Дина Оюн

Акция "передай в дар новому музею" поддержана депутатами парламента

Вчера, депутаты Законодательной палаты передали в дар музею "Алдан маадыр" картину Василия Демина "Кызыл будущего". Более полувека назад художник подарил 7 метровое полотно при открытии здания - обкому партии. С начала 90-х годов картина хранилась в помещении, перешедшем в ведение Верховного Совета республики. А со вчерашнего дня "Кызыл будущего" обрел постоянное пристанище в национальном музее, который планирует отреставрировать картину к юбилею города и выставить на экспозицию.

В музее хранятся и другие произведения Василия Демина. Уникальность футурустической картины переданной в дар музею в том, что в 40-х годах прошлого века художник пытался передать то, какой столица Тувы предстанет в 21 веке. Берег Енисея одет в античные колонны, гора Виланы в уютных беседках, Вавилинский затон, застроен рядами высоких зданий, а вдоль Енисея курсируют яхты и теплоходы. Ведь для современников художника любимый город виделся именно таким: урбанистическим, устремленным в будущее.

  • 0
Саяна Монгуш

Тувинско-австрийская певица Саинхо Намчылак выступит 23 июня в Швейцарии

Тувинско-австрийская певица Саинхо Намчылак 23 июня приглашает на необычное шоу "Вода. Камень. Голос". Необычный звуковой перформанс ожидает тех, кто придет в гостиничный зал термального комплекса в городе Вальс (Швейцария). Как ожидает сама певица, ее вокальные композиции обретут новое звучание в этом необычном водно-каменном окружении. Места в зрительном зале заменят ванны из черного камня с лечебной водой из местного источника.
  • 0
Дина Оюн

Новое здание музея будет готово лишь в следующем году

Ученый Совет музея "Алдан маадыр" рассмотрел сегодня рабочие проекты по составлению экспозиций и тематических планов для работы в новом здании. На юбилей республики планируется открыть 4 зала, но как показали расчеты, на проведение одного только "переезда" фондов и оформление требуется более 1 млн. руб.

Работа, по оценке специалистов, весьма дорогостоящая и потребуется около 3 млн. руб. для оформления всех экспозиций. Как сообщил главный инженер УКС РТ, побывавший на стройке вместе с представителями музея, считать сентябрьский переезд окончательным - нет оснований. Здание музея не готово к зимнему сезону. В случае его подключение к городским теплосетям, близлежащий квартиал останется без тепла, поэтому требуется возведение автономной котельной.

  • 100
Саяна Монгуш
Анонс событий

1) ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ: new! Чемпионат Республики Тыва по стрельбе из лука (Стадион им. 5-летия Советской Тувы, Кызыл, Тува)

2) В ЭТИ ДНИ: new! 2-й этап Всероссийского шахматного фестиваля «Интеллектуалы Сибири» «Центр Азии" среди юношей и девушек (УСК Субедей, Кызыл, Тува)

3) ЗАВТРА: День рождения Председателя Молодежного движения Республики Тыва «Добрые Сердца Тувы» Монгуша Артыша Юрьевича (Кызыл, Тува)

4) 15.06.2025: new! Соревнования по плаванию среди детей, приуроченные Дню России (Спорткомплекс им. И.Ярыгина, Кызыл, Тува)

5) 15.06.2025: new! День медицинского работника

6) 17.06.2025 - 18.06.2025: Заседание Научно-методического совета архивных учреждений Сибирского федерального округа (НМС СФО). (Кызыл, Тува)

7) 19.06.2025 - 21.06.2025: IV Всероссийская научно-практическая конференция «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние и проблемы». (Кызыл, Тува)

8) 20.06.2025: День рождения (1987) Чалыма Сюндюпович Чулдум-оола, военнослужащего, Героя России, старшего лейтенанта, депутата Верховного Хурала Республики Тыва (Кызыл, Тува)

9) 24.06.2025 - 26.06.2025: V Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии – 2025», посвященный празднованию 80-летия годовщины Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества в 2025 году (Кызыл, Тува)

10) 27.06.2025: 55 лет (1970) назад сдан в эксплуатацию комбинат «Тувакобальт» (Ак-Довурак, Тува)

все даты



© 2001–2025, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования