|
Россиянам стало легче прогнозировать затраты на мобильную связь: по итогам первого квартала 2024 года доля абонентов, которые пополняют счет не чаще одного раза в месяц, выросла до 77%. Сокращается и время, которое тратят пользователи на пополнение, - платежи наличными достигли рекордного минимума за всю историю
существования мобильной связи в стране.
МегаФон исследовал современные привычки россиян при оплате счета за мобильную связь, опираясь на обезличенные данные клиентов на горизонте 2019-2024 годов. Аналитика показала, что абоненты чаще всего оплачивают сотовую связь через
сайт оператора, банка или различные мобильные приложения. На долю платежей
через банкомат или терминала оплаты, приходится всего около 6% от общего их объема.
Еще в конце 2019 года доля офлайн-платежей
составляла 16% и практически не менялась из года в год. Однако затем этот
показатель значительно снизился, что объяснялось антипандемийными ограничениями,
когда многие потребители вынуждены были больше использовать цифровые и
дистанционные способы приобретения товаров и услуг. После снятия ограничений наибольшая
часть таких абонентов так и осталась в онлайне. Сейчас доля офлайн-платежей не
превышает 6%.
Другая любопытная тенденция – рост
числа клиентов, выбирающих ежемесячный график пополнения счетов. Если три года
назад число абонентов, плативших за сотовую связь раз в месяц составляло менее 40%,
то сейчас этот показатель превысил 46%. Число тех, кто оплачивает связь на
несколько месяцев вперед, практически не меняется. К этой категории относится
приблизительно 30% абонентов.
А вот доля тех, кто платит чаще
одного раза в месяц, постепенно сокращается. Так, если в мае 2021 года, число таких
активных плательщиков составляло 16% от всех абонентов, то сейчас этот
показатель снизился на два процентных пункта. Аналогичные тенденции наблюдается
и среди тех, кто платит еще чаще: три раза в месяц - снижение с 5,7% до 4,4%;
четыре раза в месяц - с 6,4% до 3,7%.
Аналитики отметили, что оплате услуг
сотовой связи свойственна небольшая сезонность. С июня средний уровень платежей
за связь увеличивается - пользователи активнее пополняют счет перед отпусками.
Например, в июле и августе 2023 года абоненты потратили 8,6% и 8,7% от своих
суммарных расходов на оплату связи в течение года. Для сравнения – уже в
сентябре этот показатель составил 8,3%. Впрочем, годовой пик в платежах
приходится все-таки не на летние месяцы, а на декабрь. В позапрошлом году на
этот месяц пришлось 8,8% всех годовых затрат абонентов на связь, а в 2023 –
почти 9%. Такая тенденция вполне объяснима: абоненты готовятся поздравлять
родных и близких с новогодними праздниками, при этом часть пользователей уезжает в отпуск.
«Мы постоянно анализируем, как
меняются привычки абонентов в вопросах удобства пополнения счета. Это дает нам
возможность совершенствовать как системы оплаты, так и пользовательский
интерфейс цифровых витрин. Так, мы видим, что клиенты хотят тратить меньше
времени на транзакционные действия – будь то поход к терминалу оплаты или
дополнительное пополнение счета в конкретном месяце. С другой стороны,
потребители стремятся к рациональным тратам и хотят контролировать свои
расходы. Понимая это, мы совершенствуем алгоритмы наших цифровых витрин, помогая
клиентам спрогнозировать необходимый платеж и даже его предпочтительное время,
опираясь на потребление каждого абонента, - поясняет коммерческий директор
МегаФона Дмитрий Рудских. – Вопрос удобства совершения платежа в целом
становится на первое место для клиента. Например, доля оплат через «Систему
Быстрых Платежей» как одного из самых автоматизированных способов цифрового
пополнения счета телефона ежегодно растет на 10-15%».
|
|