Глава Тувы Владислав Ховалыг призвал губернаторов СФО активизировать усилия на продвижении проектов строительства в Сибири железных дорог, дублирующих Транссиб. Он выступил с этой инициативой на заседании Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое прошло 16 ноября на полях Международной выставки-форума «Россия» в Москве.
Транссиб и БАМ, как известно, оказались не в состоянии обеспечить нужную скорость грузопотоку в восточном направлении, который за последние лет пять вырос многократно. Поэтому правительство РФ ищет решения для разгрузки этих магистралей. Обсуждаемых вариантов несколько, но наиболее реальными считаются два.
Первый – это проект Северо-Сибирской магистрали от Нижневартовска до Усть-Илимска с созданием ответвления через Томскую область, Кузбасс и Горный Алтай на Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Второй имеет название Центрально-Евразийского коридора и базируется на возобновлении строительства железной дороги Курагино – Кызыл с выходом на транспортные сети Монголии и Китая.
Владислав Ховалыг убежден, что тувинский проект имеет все шансы стать основным. Его ключевое преимущество заключается в возможности соединения с Енисейским речным путём, который в свою очередь является воротами к Севморпути. Такая комбинация маршрутов образует оптимальную как по времени, так и по затратам схему оборота грузов между юго-восточной Азией и европейскими рынками. Причем, часть этой логистики уже есть – по Енисею от Красноярска до Арктики ходят суда с грузами, работают погрузочные терминалы, перевалочные пункты, портовая инфраструктура.
Не случайно проект строительства тувинской ветки Транссиба изначально получил поддержку президента России и вошел в стратегию Сибири как возможность дать второе дыхание экономике не только Енисейского макрорегиона, но и всей страны. Поэтому глава государства не забывает о нем и сегодня, несмотря на сложности, которые переживает Россия. Месяц назад Владимир Путин поручил федеральному правительству детально проработать и к 15 февраля 2024 года представить предложения о возможности создания выхода в Западный Китай через Монголию на базе проекта железной дороги Курагино - Кызыл.
Заинтересованы в создании транспортного коридора через Туву и соседи. В 2022 году Монголия включила в планы развития транспортной сети проект строительства железной дороги протяженностью 1255 км от пограничного перехода Цаган-Тологой - Арс-Сурь на границе с Тувой до пункта пропуска Шивээхурэн - Сэхээ, ведущего в КНР. В Китае готовы рассмотреть тувинский проект в контексте инициативы «Один пояс – один путь». Наличие подобных намерений в правительственных кругах подтвердил Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, с которым Владислав Ховалыг встречался накануне заседания МАСС.
Глава Тувы считает, что «Сибирскому соглашению» необходимо активно включиться в подготовку запрошенных президентом РФ предложений по вопросу создания новых «дублеров» Транссиба. По его просьбе исполкому МАСС поручено сформировать рабочие группы и привлечь к комплексной оценке проектов Севсиба и Центрально-Евразийского транспортного коридора ученых Сибирского государственного университета путей сообщения и Сибирского отделения РАН. Владислав Ховалыг, являющийся председателем координационного совета МАСС по транспорту, предложил также включить вопросы развития транспортных коридоров в страны АТР через регионы Сибири в повестку XX Красноярского экономического форума, который пройдет весной 2024 года.
|