|
В Национальном театре РТ прошла премьера спектакля «Кузунгу» (Зеркало шаманки). Автор и постановщик – заслуженный артист РТ Сайдаш Монгуш, главный режиссер НТ. Получилось оглушительно громко, ярко, интересно, необычно. Вся команда единомышленников создавала сюжет мистической драмы на одной волне. А это дорогого стоит.
Немного истории. Благодаря поддержке Министерства культуры РТ в свет в 2017 году вышла книга «Судьба шаманки» Монгуша Кенин-Лопсана. А в 2020-м осуществили ее переиздание. Сюжет задел многих за живое. И как рассказывал еще тогда постановщик, ему захотелось поведать о трагедии реальной героини романа Куулар Хандыжап Медикей кызы – Великой шаманки – со сцены. Тем более, она его родственница. Сайдаш Бегзиевич тщательно прочитал еще и «Бора-Шайнын Улуг-Хам-Кадай» («Великая шаманка местности Бора-Шай» Алексея Конгара, «Демонология в тувинском народном целительстве» Станислава Серенота. На основе изученного материала, творчески его переработав, осмыслив, режиссер шаг за шагом приступил к осуществлению вынашиваемой много лет идеи.
Да, многое сложно трансформировать со страниц произведения в реалии происходящего на сцене. Но – удалось! На уровне чувств, ощущений, эмоций. Да, в объёме не таком большом, как можно было бы, но магия тувинского шаманства случилась в день премьеры в стенах храма многих муз. И зрители вскрикивали, удивлялись, восхищались, волновались, держали оглушительную паузу тишины, что так ценится в любом театре. Понимание и сопереживание – полное. Так что создатели и зрители оказались тоже на одной волне. Значит, у многих в истории рода помнят такие трагические перипетии в годы гонений на шаманов…
Сам Сайдаш Монгуш так объясняет: «В этом спектакле, где действия разворачиваются на стыке яви, сна и воспоминаний, мы постарались осмыслить нашу историю через самое ценное, что есть в наследии нашего тувинского народа – шаманизм и хоомей. С помощью символов, выраженных через свет, цвет, музыку, пластику, мы хотим показать ценность таких явлений, как свобода (самое дорогое, что есть у каждого человека), жертвенность, как личность противодействует насилию».
И действительно, магии на сцене хватает. Самая удивляющая часть действия – работа петербургских мастеров Андрея, Александры, Натальи Мельников и Марии Куликовой. Благодаря спецэффектам Белая Волчица ожила! Да, именно так! Как будто она сошла со страниц книги Монгуша Бораховича (замечательные иллюстрации Валерия Елизарова). Я просто вздрогнула, увидев её, сразу нахлынули впечатления от книги Монгуша Кенин-Лопсана. (Думаю, папа бы порадовался увиденному…) Или роскошный снег – символ, говорящий о многом. Как он падает, падает крупными фантастическими хлопьями, сколько глубоких символов в этом кружении снежинок… Или эффект текстов (вспомнишь скрижали из древности), что появляются из воздуха и в воздухе. Ценно то, что такие ходы режиссер придумал не для красивостей, а для воплощения сюжета. Для усиления драматизма.
Что больше всего подкупает? Этот спектакль понятен и тувинскому, и русскому зрителю. И любому другому. Он – для аудитории мира. Безграничной и многонациональной. Практически нет слов, но – всё ясно, выпукло, объёмно! Есть темпоритм развития истории, хотя нас переносят то в прошлое, то в настоящее, то в будущее. Мы ощущаем связь Времён, нить Истории не рвется, нет…
Не зря московский уважаемый критик Владимир Спешков, побывавший в Кызыле в эти дни, так отозвался об увиденном: "Это мой первый контакт с вашим театром. Сегодня я смотрел с распахнутыми глазами. Мне всё было интересно. Как много на сцене ярких, значительных людей – артистов. Как интересно трио музыкантов, их инструменты, то, как они звучат. Для меня это открытие. Для меня было абсолютной неожиданностью переход к трагическому составляющему этого спектакля, который очень мощно выходит в финале. Это спектакль из снов. Я всё ощущал на уровне состояния, настроения. Замечательные визуальные образы. Совершенно дивная история посла и его жены, где есть и нежность, и любовь. Существование вокальных партий очень сильно. Спектакль переходит из снов, из спектакля воспоминаний к пантомиме, к клоунаде. Эти красноносые красноармейцы совершенно замечательны. Эти типажи, связанные с Пульчинеллой, венецианскими традициями, прекрасно придуманы и сделаны. А приём в финале, где артисты рассказывают свою личную историю, сегодня очень часто применяем в театрах. И это очень сильно, важно".
Думаю, у всех в зале глаза тоже были распахнуты и яркие сюжетные неожиданности запомнились. Эмоции – на нерве. Как кто-то вскрикивал, кто-то издавал возгласы удивления. В воздухе витало сопереживание, кипела пучина страстей. Коллектив творцов достиг желаемого – увлек происходящим аудиторию, как в водоворот. За что и любят Его Величество Театр. Потряс. Заставил думать. И задуматься.
Особо не могу выделить никого, все дружно поработали на создание спектакля. И за кулисами – костюмеры, гримеры, художник Намчын Шалык, заслуженный работник культуры РФ, народный художник РТ, почетный работник культуры Монголии. Даже его традиционная любовь к минимализму тут оправданна и к месту. Те же зеркала и бубны – трансформеры, удивительно летающие на сцене – получилось оригинально, органично.
Нас постоянно удивляют. Мир шаманов – это всё многослойно и неординарно. Нам об этом говорят. Убедительно. А это же трудно, почти без слов-то. И в то же время мы воспринимает всю мистику как естественный ход событий. Так и надо. Мы в это верим!
Да, хотя и нет предела совершенству, можно много дорабатывать, доводить до идеала. Но как было на премьере – уже ожило, заиграло красками, по-лу-чи-лось!
И на сцене перед нами ансамбль артистов, тонко и музыкально настроенный. Будь то массовые сцены или соло. Органичны все. Прекрасная работа заслуженного артиста РТ Омака Сата – Неприкаянной души. Сколько тут философии, глубины, трагизма. Пластика и волшебство. Помогала ему в рождении образа хореограф Жанна Намчын-оол. Ее заслуга и в других «танцевальных» моментах, которые и не смотрятся танцами. А с помощью жестов, движений, костюмов видятся самые разнообразные герои. Это и жертвы, и их мучители. Всякая нечисть запоминается. Как и лирические моменты с семьей посла, сына шаманки (Чылгычы Даваа и Салбак Тюлюш). И сцены, наполненные оптимизмом: да, жизнь продолжается, люди влюбляются, смеются, радуются.
Голос, Седая Шаманка, Белая Волчица – заслуженная артистка РТ Аржаана Стал-оол – образ-символ всего сюжета. Как и реальная Куулар Хандыжап, Великая Шаманка – заслуженная артистка РТ Олимпиада Чывырал и Раволда Монгуш – земные женщины, столкнувшиеся с суровыми реалиями жизни в ХХ веке. Так было. Каждая актриса ведет свою партию достойно, мощно. Быль и явь, сны и реальность – где правда, где вымысел, где ложь? Зеркало знает ответ?
Особое место отведено этно-группе «ШаалааШ» – Начын Салчак, Ачыты Салчак, Сыдым-оол Куулар, который к тому же создает образ потомка Шаманки. Молодые артисты играют на многих тувинских национальных инструментах, к тому же – на гитаре, прекрасно исполняют разные стили горлового пения, органично создают ансамблевое звучание. И они находятся то в прошлом, то в настоящем, мы это понимаем. Или музыка, удачно подобранная, их переносит во Вселенной, или причуды Времени. Тут каждый может сам домысливать. Простор для фантазии авторы спектакля дают огромный. Музыканты спокойно «передвигаются» в разных годах, на наших глазах. И мы в это верим!
У многих исполнителей ролей кто-то в роду был шаманом или шаманкой, о чём артисты говорят со сцены в конце. Видимо, потому для них сюжет оказался так близок. И хотелось рассказать о нем от глубины сердец.
Получилось. Зрители стоя долго-долго благодарили после финала за премьеру. И не удивительно, что хочется еще раз попасть на спектакль. Как кто-то и хочет сделать.
Стилистика подачи сюжета оригинальная, в чем-то и авангардная. Но и идущая из глубин веков, когда только создавался театр как искусство. Задача была трудная: без слов рассказать мистическую драму. Замечательно справились. За что – спасибо!
Приходите в театр. Следующий показ «Зеркала шаманки» планируется на 11 марта.
|
|