В МВД по Республике Тыва состоялся брифинг на тему противодействия мошенничествам, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. С представителями региональных СМИ встретились начальник отдела Следственного управления МВД по Республике Тыва майор юстиции Марина Черевко, оперуполномоченный ОУР Управления МВД России по г. Кызылу лейтенант полиции Виктория Ламбын и заместитель управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Тыва Банка России Тамир Монгуш.
На сегодняшний день в органах внутренних дел республики зарегистрированы 332 кражи электронных денежных средств граждан и 247 дистанционных мошенничеств. Общий материальный ущерб, причиненный гражданам преступными действиями мошенников, только по возбужденным уголовным делам составил свыше 26 миллионов рублей.
Несмотря на профилактические мероприятия, проводимые сотрудниками полиции в целях имущественной безопасности граждан и их защиты от мошеннических действий, в полицию продолжают обращаться местные жители, которые в силу своей доверчивости и невнимательности переводят незнакомым людям свои денежные средства.
Анализ совершенных преступлений показал, что по-прежнему наиболее распространенной формой мошеннических действий являются звонки от лиц, представляющихся сотрудниками банковских организаций и правоохранительных органов. В телефонном разговоре мошенники убеждают владельцев банковских карт передать секретные данные или перевести деньги на якобы безопасный счет для сохранности сбережений. На деле злоумышленники переводят деньги на свои счета и оставляют потерпевших ни с чем.
Так, жертвой подобного телефонного мошенничества стала 48-летняя жительница Кызыла, которая лишилась около 6 миллионов рублей. Как установили сотрудники полиции, потерпевшей позвонили неизвестные граждане, представившиеся сотрудниками банка и ФСБ. Они сообщили о том, что ее банковский счет находится под угрозой и следует необходимо принять защитные меры, чтобы злоумышленники не завладели ее сбережениями.
Также звонившие убедили горожанку в том, что мошенники намереваются незаконно оформить на ее имя кредит, а единственный способ избежать возможных проблем – это самой получить займы и перевести деньги на специальный страховой счет.
В ходе телефонных разговоров, которые длились в течение нескольких дней, аферисты давали женщине инструкции, по которым она оформила в разных банках кредиты на сумму порядка 2 миллионов рублей. Помимо средств, взятых в кредит, кызылчанка по указанию незнакомцев перевела через различные банкоматы и собственные деньги, находившиеся на счету. В общей сложности женщина лишилась около 6 000 000 рублей.
Еще одна кызылчанка 1957 года рождения, обеспокоившись о сохранности своих сбережений, по велению лже-сотрудников Следственного комитета и полиции, которые все время были с ней на связи, перевела со своего банковского счета на указанный ими номер карты 381 тысячу рублей, а также свыше 240 тысяч рублей с кредитной карты. Кроме того, как и в первом случае, женщина получила в банке кредит и полученные деньги перевела мошенникам. Потерпевшая в общей сумме потеряла более 868 тысяч рублей.
Также по-прежнему в республике регистрируются факты мошенничества под предлогом получения дополнительного заработка на инвестиционных платформах. От подобных действий киберпреступников пострадала местная жительница 1991 года рождения, которая потеряла более 3 миллионов рублей, вложив деньги в онлайн-площадку аферистов.
В указанных случаях злоумышленники предлагают гражданам заманчивую перспективу – выгодно вложить деньги и без особых усилий извлекать доход. После внесения минимального депозита на подконтрольный мошенникам счет и регистрации в личном кабинете инвестиционной платформы, лже-брокеры предоставляют клиентам информацию о том, что вклад якобы начал расти. Таким образом злоумышленники побуждают граждан продолжать инвестировать. О том, что инвестиционная платформа является мошеннической, клиенты узнают после неудачных попыток вывести деньги со счета.
Распространены и случаи телефонных звонков от лже-работников банка о том, что можно получить якобы накопившиеся бонусы в денежном эквиваленте. О подобном случае рассказал 60-летний местный житель, который подвергся действиям мошенников.
Мужчина сообщил полицейским, что ему позвонили якобы сотрудники банковской организации, клиентом которой он является, и обрадовали новостью о начислении бонусов в размере 8900 рублей на его счет. Однако, чтобы получить причитающийся кешбэк, мужчина должен был продиктовать трехзначный код на обратной стороне его банковской карты. После того, как потерпевший выполнил просьбу собеседников, с его банковского счета произошло списание денежных средств в сумме 12000 рублей.
Отмечаются и случаи, когда злоумышленники звонят гражданам с заманчивыми предложениями о дистанционной работе с достойной заработной платой.
Так, подвергшаяся обману 60-летняя пенсионерка сообщила, что ей поступил звонок от незнакомого гражданина, который предложил ей работу из дома с гарантированной заработной платой в размере 30 000-40 000 рублей. Потерпевшая согласилась на заманчивое предложение, после чего собеседник порекомендовал ей скачать на мобильный телефон приложение «Skype», через которое с ней должны связаться операторы. Женщина последовала инструкциям незнакомца и в режиме аудиозвонка общалась с «помощниками». Под диктовку аферистов потерпевшая зашла в свой мобильный банк и провела различные манипуляции, в результате которых с ее банковского счета были незаконно списаны 10 тысяч рублей и еще 25 тысяч рублей – с кредитной карты. Со слов потерпевшей, она была введена в заблуждение и не помнит, куда именно заходила и нажимала.
По всем указанными фактам возбуждены уголовные дела, в рамках которых проводятся соответствующие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
Участники брифинга отметили, что во избежание подобных случаев следует быть внимательными и не следовать инструкциям незнакомых граждан, полученных в ходе телефонных разговоров, кем бы они не представлялись. Также обращено внимание на важность хранения конфиденциальной информации по банковским счетам и уточнения полученной информации только при личном обращении в банковское учреждение.
|