|
Эксперты ОНФ выделили пять первоочередных мер по
борьбе с отравлениями и некачественным питанием в школьных столовых. Поводом к
этому послужил ряд отравлений школьников в разных регионах страны в начале 2021
г. На горячую линию «Школьный завтрак» поступило свыше 6,5 тыс. обращений. 4%
заявителей из 32 регионов пожаловались на некачественное питание и отравления. По данным проверок Роспотребнадзора, из общего числа обращений, относящихся к
его компетенции, рассмотрено 96%, из которых в половине случаев изложенные
факты подтвердились.
В первую очередь в ОНФ считают необходимым обеспечить
доступ директоров школ к оперативной проверке качества продукции в лаборатории.
«С 1 сентября мы еженедельно отрабатываем все
сообщения, поступившие на горячую линию, в штабе совместно с Минпросвещения, Роспотребнадзором и прокуратурой, но зачастую
подтвердить отравления очень сложно. У школ, как правило, нет денег на то,
чтобы оперативно отправить продукты в лабораторию, а родители часто не доходят
до врача и не фиксируют отравления. В итоге проводится проверка специалистами
Роспотребнадзора, иногда выявляются недоработки, но не относящиеся
непосредственно к отравлениям. Необходимо выделять финансирование на проверку
качества продукции», – подчеркнул руководитель
Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев.
Он рассказал, что в 2018 г. региональное отделение ОНФ
в Новосибирской области добилось бюджетного финансирования независимого
лабораторного контроля за поставляемыми в учебные заведения продуктами питания.Из бюджета Новосибирска было выделено 2,5 млн руб.
Вторая мера – определить порядок реагирования на
отравления: мгновенный обмен информацией между Минпросвещения, Минздравом,
руководством школы, муниципалитетом и Роспотребнадзором.
«Минпросвещения России делает всё возможное, чтобы
школьное питание было не только полезным, горячим и вкусным, но и безопасным, –
заверил первый заместитель министра
просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко. – Это очень сложная задача
в огромной стране, но мы стараемся свести риски на нет. Во-первых,
разрабатываем рекомендации по правильной организации процесса и продвигаем
лучший опыт, следим, чтобы все правила выполнялись, и жестко наказываем за
любые нарушения. Во-вторых, если какие-то отравления произошли, то оперативно
подключаемся, чтобы снизить ущерб для здоровья школьников и не допустить впредь
таких инцидентов. Минпросвещения внимательно анализирует каждый случай, чтобы
он не повторялся никогда и нигде. Причины таких ситуаций самые разные: и
недобросовестность поставщиков продукции, нарушения при транспортировке и
хранении пищи, ее приготовлении, и заболевания сотрудников столовых. Есть
случаи, когда виновником происшествия стали предприятия, загрязняющие водоемы,
откуда берется вода для приготовления еды. Каждый эпизод отравления находится
на моем личном контроле.
Мы еженедельно общаемся со всеми регионами по этому
вопросу, а 8-9 апреля пройдет всероссийский семинар-совещание по обеспечению
качества и безопасности школьного питания, на котором будут обсуждаться
нормативные акты регионов и представлен лучший опыт работы».
Третьей мерой в ОНФ видят ужесточение ответственности
компаний-поставщиков. Это можно реализовать введением типового контракта,
содержащего четкие условия и порядок расторжения.
«Мы проанализировали контракты по школам, в которых
зафиксированы отравления. Например, в случае с красноярскими отравлениями для
допуска к участию в конкурсе содержались только требования по отсутствию в
реестре недобросовестных поставщиков и наличию в аренде склада площади не менее
500 кв. м. Причем в конце концов у двух из трех операторов питания –
победителей конкурсов такого склада не оказалось.
Необходима выработка единых критериев допуска к
конкурсным процедурам на оказание услуг питания в школах как в рамках 44-ФЗ,
так и в рамках 223-ФЗ с обязательным наличием у участника опыта подобных работ.
А также запрета аукционов, как это сделано при проведении закупок на
организацию детского отдыха.
Необходимо, чтобы такие типовые контракты были приняты
для того, чтобы исключить поставщиков, которые в принципе не должны поставлять
в школы ничего, так как не имеют необходимого оборудования, опыта, персонала.
Также в типовом контракте будут условия, при которых с поставщиком, нарушающим
условия, будет применяться упрощенный порядок расторжения соглашения», –
отметил президент АНО «Институт
отраслевого питания» Владимир Чернигов.
В качестве четвертой меры Народный фронт рекомендует
провести анализ данных Россельхознадзора по всей сети школьного питания и
обязать территориальные органы Россельхознадзора поставить на
автоматизированный контроль цепочку поставок в школы. В 2019 г. школы начали
использовать систему Россельхознадзора «Меркурий», благодаря которой видно
движение продукции по всей цепочке поставок: от поля до школьной тарелки. За
время работы «Меркурий» позволил выявить недобросовестных поставщиков продуктов
социального питания во многих регионах страны.
«Такая проверка должна стать «золотым стандартом»,
чтобы вся информация по продукции, которая заходит в школу, была видна, а
Роспотребнадзор и прокуратура имели возможность оперативно провести выездную
проверку в компании в случае подтверждения лабораторией некачественной
продукции. Это важно не только для конкретной школы, но и для безопасности
людей в целом. Так как одна и та же продукция может поставляться и в школы, и в
детские сады, но использоваться в разное время», – рассказала глава регионального исполкома ОНФ в
Московской области Юлия Белехова.
И, наконец, эксперты предложили ограничить объемы
рынка, который занимает единственный поставщик питания. В случаях, когда на
территории недостаточно поставщиков, регион должен принять документы по
оперативному реагированию при отравлениях и замене поставщиков.
«В период резкого подъема заболеваемости COVID у нас
были сигналы о том, как в школе переставали кормить детей, потому что персонал
уходил на больничный. Заболеть может любой. Когда повар работает один, в городе
только один поставщик, цех закрывается на карантин, то фактически все школы
остаются без питания. Поэтому необходимо продумать максимально допустимый
размер рынка, занимаемый единственным поставщиком. А там, где это невозможно
или по какой-то причине было принято другое решение, должен быть оперативный
план: что делать, если у этого поставщика питания что-то случилось на
производстве. У органов управления образованием в регионе и муниципалитете
должен быть всегда готов ответ на вопрос, кто будет кормить детей в случае ЧП»,
– заключил руководитель Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев.
Предложения ОНФ направлены в Министерство просвещения
РФ и Роспотребнадзор и будут обсуждаться на Всероссийском семинаре-совещании по
обеспечению качества и безопасности школьного питания, который пройдет 8-9
апреля в Министерстве просвещения РФ.
|
|