|
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года, когда перед Шагаа – Новым
годом по лунному календарю – тувинцы очищаются морально и физически. Месяц перед
праздником обновления делят на несколько частей – духовное очищение, очищение
дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.
Согласно традиционным представлениям тувинцев Шагаа – своеобразная временная
граница между зимой и летом. После тяжелой зимы ежегодно тувинцы проводили праздник,
символизирующий начало новой жизни, сотворяли «свой маленький мир как реплику
мифологического Первого мира», обозначали его границы, отделяли от чужого
пространства, принося жертву хозяевам родных мест – духам. Так тувинцы
восстанавливали миропорядок, возвращая все вокруг в привычное русло.
К Шагаа начинали тщательно готовиться задолго до него. В бүдүү айы запрещалось проливать кровь животных, резать скот. Поэтому мясную
пищу для Шагаа тувинцы заготавливали осенью, перед зимней кочевкой. Традицию
называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное
ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. Для Шагаа готовят в основном
вареную баранину, различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак –
печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем).
В бүдүү айы люди выносили на чистый снег свои вещи, тщательно вытряхивали всю пыль, накопившуюся за год, убирали свои жилища. В такой уборке участвовала вся семья и прибирались, как правило, весело. Кроме гигиенических и эстетических целей, предновогодняя уборка имела магический смысл. Чистое жилище должно было дать благополучие и процветание его обитателям.
В этом году будуу айы, начавшийся на этой неделе, 14-го января, завершится в канун
лунного нового года, 11 февраля. Шагаа наступит 12 февраля. По традиции этот
день в республике объявлен выходным.
Источник: А. К. Күжүгет «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация».
Фото из открытых источников.
|
|