Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова провела расширенное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике, на котором выступил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Накануне, 5 октября, в Совете Федерации состоялись парламентские слушания о параметрах проекта федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. Проект бюджета в первую очередь ориентирован на исполнение государством перед гражданами социальных обязательств и на реализацию национальных целей и приоритетов, сформулированных Президентом России.
Вместе с проектом федерального бюджета внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда и Федеральный закон о прожиточном минимуме, подготовленный Минтрудом России. Помимо ожидаемого ежегодного повышения МРОТ, с 1 января 2021 г. предусматривается принципиально новый подход к установлению величины прожиточного минимума и к его расчету.
Заместитель Председателя СФ отметила, что разработанный Правительством РФ законопроект направлен на улучшение качества жизни граждан, повышение уровня благосостояния пенсионеров, работников. «Комитет Совета Федерации по социальной политике, позитивно оценивая инициативу Минтруда в целом, будет более детально прорабатывать новый подход в методике с участием регионов, научно-экспертного сообщества и общественности», — сказала она.
Галина Карелова обратила внимание, что новая модель расчета МРОТ основана на международном опыте. «Увеличение МРОТ повлияет на величину заработной платы 3,9 миллиона работников, а также различных компенсаций и социальных выплат, среди которых пособия по беременности, по уходу за ребенком и многие другие», — добавила вице-спикер СФ.
В заседании комитета по социальной политике приняла участие сенатор от Тувы Дина Оюн.
Министр Антон Котяков акцентировал внимание сенаторов на том, что законопроект затрагивает два основных инструмента социальной политики в России. Он напомнил, что на сегодняшний день решена стратегическая задача – величина МРОТ в стране не ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного населения, эта же норма нашла отражение в Конституции РФ. «Исходя из этих основ, мы как раз и формировали свои предложения по новому законопроекту», — сказал Министр.
«Прожиточный минимум, в нашем понимании, должен формироваться в процентном соотношении от среднедушевого медианного дохода в Российской Федерации», — сообщил Антон Котяков.
Он также отметил, что в 61 регионе России прожиточный минимум занижен на 5–36%.
«На сегодняшний день 17 субъектов Российской Федерации имеют прожиточный минимум по всем социально-демографическим группам даже чуть выше, чем то, что было бы в расчетной модели, которую составил Минтруд. Порядка 11 субъектов имеют размер прожиточного минимума, в принципе, сопоставимый, то есть он находится в коридоре плюс-минус от того, что есть. Но в 61 субъекте прожиточный минимум <...> занижен», — сказал Котяков.
По его словам, занижение составляет от 5 до 36%.
Котяков отметил, что такая разница формирует социальное неравенство между регионами. «В отдельных субъектах занижение прожиточного минимума на 30%, это говорит об одном: мы людям недофинансируем даже минимальный набор того, что они должны иметь для обеспечения своей повседневной жизни».
В конце сентября правительство предложило новую методику расчета прожиточного минимума. Раньше цифра считалась исходя из стоимости потребительской корзины и на второй квартал 2020 года в среднем составляла 11 468 руб. (для трудоспособного населения — 12 392 руб., пенсионеров — 9 422 руб., детей — 11 423 руб.).
Теперь прожиточный минимум будут считать в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода (медианный доход — это цифра, выше которой доходы у одной половины населения, а у второй половины — ниже). В 2021 году средний показатель составит 11 653 руб.
Прожиточный минимум для отдельной категорий населения будет рассчитываться из среднего показателя: 109% для работоспособных граждан, 86% для пенсионеров и 97% для несовершеннолетних.
Кроме того, в законодательство вносятся поправки, в соответствии с которыми прожиточный минимум не может снижаться относительно прошлого года.
|