|
Андрей Десницкий о том, чему может научить православных эта Пасха
Две
Пасхи подряд, в 1988 и 1989 году, я встречал без малейшей возможности пойти в
храм. Еще точнее — я встречал их в карауле, солдатом атеистической Советской
армии. И так совпало, что оба раза стоял на посту около полкового знамени как
раз в пасхальную полночь.
Я
прекрасно помню это удивительное ощущение причастности к церкви, встречающей
Воскресение, — волну радости и благодарности, которая подхватила и несла. Два
часа на посту были наполнены радостью, молитвой и вдохновением. Нет, я бы не
хотел снова оказаться в таком положении в пасхальную ночь, но этот урок я
никогда не забуду.
На
эту Страстную и на эту Пасху санитарные власти России не советуют или прямо
запрещают посещать храмы, с ними соглашается и патриарх, и многие (но не все)
епископы. В этом, кстати, нет ничего нового: мой прадед С.М. Десницкий был
санитарным врачом города Орла, и вполне возможно, что он издавал такие же
предписания во время тогдашних эпидемий, в полном соответствии с
законодательством Российской империи. И, насколько мне известно, никто тогда не
возмущался.
Настоящей угрозой
для православия тогда были, как мы теперь понимаем, не закрытые двери соборов,
а формальное исполнение обрядов, которое никак не препятствовало обращению
простых людей в большевизм.
Согласны
воздержаться от посещения храма далеко не все. И вот люди, которые привычно
твердили «всякая власть от Бога, слушайтесь начальство и не спорьте с ним»,
воспоминают о Конституции и своих правах (всегда бы так!). Я не буду с ними
спорить.
Я скажу таким людям только
одно: пожалейте врачей. Знаю достоверно, из первых рук, каково им сейчас, как
они дежурят в красной зоне по 12 часов, не снимая защитных костюмов, в
памперсах, чтобы не переодеваться лишний раз, ведь тех костюмов не хватает.
Как
ночуют в своих больницах на свободных койках, как неделями не видятся с
родными, как массово заражаются сами, но остаются на посту. Они, наши врачи,
медсестры и все, кто им помогает, — они сейчас на Голгофе. Они останутся на
своей Голгофе, когда мы будем славить Христово Воскресение, и на следующую
неделю, и еще на одну, и на другую… и никто не знает, на сколько еще недель. У
них нет на ладонях ран от гвоздей — но багровые круги вокруг глаз от постоянных
защитных очков видны уже сейчас. Не добавляйте им работы.
А если вы хотите отпраздновать парад
Победы и не представляете себе май без шествия «Бессмертного полка» —
подумайте, что эти врачи и медсестры сейчас на передовой сорок первого года и
останутся на ней еще много дней. Пожалейте их, оставайтесь дома.
Не
требуйте себе праздника ценой чужих страданий. Да и жизней, что уж тут
скрывать.
И может быть, это повод задуматься о
том, что христианство и церковная жизнь для многих стали еще одним сектором
потребления: это мне надо в храм, это я хочу причаститься, это мои куличи да
яйца должны быть освящены… «Я» на первом месте. Так ли оно в Евангелии?
Все проходит, пройдет и это. Но
память останется. И может быть, сейчас для православных христиан настает время
задуматься и что-то переосмыслить. Все эти тридцать (уже ведь тридцать!) лет
«церковного возрождения» мы постоянно слышали, что нужно ходить в храм. Если
есть проблемы, если что-то не так, если уныние и маловерие — ходите в храм,
говорили нам. Если даже что-то в храме непонятно, ходите чаще и поймете.
Словом, ходите.
И вдруг
говорят: но только не сейчас. Оказывается, есть вещи важнее храма? Да, жизнь и
здоровье ближнего.
Да вот хотя бы вашего приходского
батюшки: в Москве на сегодняшний день уже у пары десятков подтвердился этот
диагноз. У вас есть выбор, приходить или нет — а у священника, как и у врача,
этого выбора нет. Он на своем посту, ему самоизолироваться некуда — а с ним и
его семье, нередко многодетной. Пожалейте их.
Есть такой парадокс Великого поста…
Одна из главных его фигур — Мария Египетская как образец покаяния. Но штука в
том, что она вовсе не ходила в храм. Оказывается, можно и так? Можно. Ходил ли
в Иерусалимский храм Иисус Христос? Да, ходил. Например, чтобы выгнать из него
торговцев. Но все самое главное в Евангельской истории произошло не в храме.
Цель
христианской жизни — приближение ко Христу. Храмовая молитва, участие в обрядах
и таинствах — средство. Важное, проверенное временем, необходимое, но всего
лишь средство. Слишком многие путают его с целью.
И мне кажется, что эта пандемия
может стать временем переосмысления собственно христианской жизни. Практика
русского православия сложилась в традиционном крестьянском обществе:
неграмотные прихожане приходят в храм, слушают, что там читают и поют,
участвуют в обрядах, задают вопросы своему батюшке… Все это так понятно и
естественно в условиях XV или XIX века. И многие радостно (или не очень)
старались вернуть все это в реалии больших городов века XXI… Получалось, скажем
так, не всегда, потому что изменились люди, изменилась жизнь.
Трансляция богослужения по
телевизору — это уже стало для нас реальностью. А возможна ли общая молитва в
скайпе или зуме? Почему бы и нет? Патриархия уже предложила мирянам тексты
молитв, которые можно читать в эти дни дома, без священника. Разве только в условиях
пандемии?
Когда я оказался впервые на раскопах
Херсонеса, античного и средневекового города в Крыму, меня поразила одна вещь.
Тот слой, который мы видим сегодня — он из раннего средневековья, уже
христианских времен. Так вот, в городе было огромное количество маленьких
храмов — их легко опознать по полукруглым апсидам, обращенным на восток. По
сути, один храм приходился на пять-шесть жилых домов… но войти в этот храм
могли всего несколько человек. Вряд ли в каждом из них каждое воскресенье и
каждый праздник совершалась служба — где ж найти столько священников?
По-видимому, их использовали для краткой домашней молитвы, для своих семейных
праздников.
У нас
сейчас все иначе: большие храмы, куда собираются обычно не знакомые друг с
другом люди, чтобы каждый из них лично получил то, за чем пришел. Своеобразные
центры ритуальных услуг.
И очень мало где возникает хоть
что-то, похожее на общину. Может быть, нынешние Страстная и Пасха дадут стимул
к тому, чтобы в больших городах верующие стали бы объединяться «по
горизонтали», как, собственно, и происходит в любом обществе во времена
бедствий и потрясений?
Патриархия призвала верующих
выставить в пасхальную ночь свечу на окно. Это красивый символ, это способ
показать (и узнать!), кто в твоем доме празднует Пасху в эту ночь. Но еще это
напоминание о словах Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я
среди них». Везде. Даже в самоизоляции, даже на кухне блочного дома мы можем с
полным правом сказать и ответить друг другу:
— Христос посреди нас! И есть, и
будет.
Фото: Foma.ru
|
|