|
Бескрайние степи и отвесные горы, юрты, словно
огромные валуны, разбросанные по земле, песни пастухов и имена кругом: имена
людей, рек, озер, гор, местечек... Именно в поисках этих имен и тайн,
скрытых за ними, в июле 2019 года филологи и историки Тувинского государственного университета по
проекту РФФИ «Трансформационные процессы в ономастике народов Центральной Азии:
история и современность (на примере Тувы, Тофаларии, Калмыкии и Монголии)
выехали в Увский, Ховдский и Баян-Ульгийский аймаки Монголии, где компактно
проживают этнические тувинцы.
Экспедиция по ономастике в эти аймаки
проводится впервые. В конце 90-ых годов организовывались комплексные полевые
исследования по изучению языка, фольклора, этнографии и истории этнических
тувинцев Монголии. Большое количество ученых Тувы, преподавателей Тувинского государственного университета по
результатам этих экспедиций сделали интересные научные открытия и защитили свои
кандидатские и докторские диссертации.
В настоящее время большая часть этнических
тувинцев Западной Монголии живут в сумоне Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака.Здесь, по словам информантов, проживает около 7600 человек, из которых более
2000 (18,5 %) – тувинцы, остальные 5600 (81, 5 %) – казахи. Намного меньше
тувинцев в Увском и Ховдском аймаках.
Тувинцы Монголии сохранили основной вид
деятельности своих предков-кочевников – скотоводство. Почти каждый житель имеет
в своем хозяйстве не менее 500 голов мелкого рогатого скота, 50 и более коров и
яков, а также не менее одного табуна (20 и более) лошадей. Достаточно закрытый
образ жизни наших земляков позволил им в какой-то мере защитить свою
традиционную культуру, быт и, что важнее, язык.
Участники экспедиции Надежда Сувандии, Елена
Айыжы и Любовь Кара-оол провели беседы с более 100 информантами разного
возраста,живущих в сумоне Цэнгэл и на летних чабанских стоянках в местечке
Харааты.
Они с неподдельным удовольствием рассказывали
о своих именах, названиях местностей, в которых они проживают, легендах и
преданиях, связанных с наименованием той или иной горы, реки, перевала.
Восхитила преподавателей ТувГУ не только удивительная природа этих
мест, но и трепетная любовь их жителей к своей земле, которую они выражают
через стихотворения и рассказы собственного сочинения. Многие из них
опубликованы в научно-популярном издании «Топонимы сумона Цэнгэл Западной
Монголии», изданном в рамках гранта.
В ходе полевых исследований зафиксировано
более 500 наименований собственных имен и топонимов, а также около 100 преданий
и мифов. В собранных географических названиях сумона Цэнгэл немало собственно
родных нам тувинских, топонимов, антропонимов и кличек животных.
К сожалению, информанты города Ховд и сумона Буянт
Ховдского аймака под влиянием культуры и языка титульной нации Монголии уже
забывают свои обычаи и традиции. Подтверждает это и то, что на этих территориях
исконно тувинских собственных имен почти не осталось. Интересно, что в личные
имена людей употребляются в качестве домашних или так называемых «вторых» имен,
т. к. официальными являются антропонимы монгольско-тибетского происхождения.
В рамках проекта проведена также комплексная
экспедиция в западные кожууны Республики Тыва: Монгун-Тайгинский,
Бай-Тайгинский, Овюрский, Барун-Хемчикский и Дзун-Хемчикский. Собран обширный
языковой, фольклорный, этнографический материал. Проанализировав его, участники
проекта пришли к выводу, что на территории Овюрского района немало топонимов
монгольского происхождения. Во всех населенных пунктах кожуунов часто
встречаются личные имена монгольско-тибетского происхождения. Основной причиной
таких заимствований, скорее всего, является буддийское вероисповедание.
Несомненна важность таких исследований,
поскольку в именах собственных, в географических названиях сохраняются
«воспоминания» народа о его истории, культуре и языке.
Работа над проектом будет
продолжаться. В 2020 году запланированы комплексные экспедиции в Тофаларию
Иркутской области и в юго-восточные кожууны Республики
Тыва.
На фото въезд в сумон Цэнгэл
Баян-Ульгийского аймака Монголии (tuva.asia)
|
|