Пятница, 29 марта 2024 г. 07:31 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович Южаков
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович Южаков

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович ЮжаковЮрий Петрович, Заслуженный работник Республики Тыва, ушел на пенсию в 2015 году в ранге Председателя Национального банка РТ, долгое время работал в строительстве, был начальником Управления капитального строительства Совета Министров Тувинской АССР. С ним, свидетелем и активным участником мощнейшего процесса преобразований нашей Тувы, мы ведем разговор о том, почти "золотом", веке.

Все русские жители Тувы имеют свою историю переселения. А откуда Ваши корни?

– Тува стала для меня не второй, малой, а настоящей родиной, потому что родители буквально в пеленках привезли меня сюда. За что я им безмерно благодарен.

Родился 29 июня 1950 года в г. Черногорске Красноярского края. Мой прадед по материнской линииЯн Штрейбе был сослан в Минусинск в 1862 году из Прибалтики на пожизненное поселение. Мама говорила: ее деда пригнали в Минусинск в кандалах, как участника мятежа. Семья переехала в Кызыл вслед за моим дядей Василием Штрейбе, старшим братом матери, который после Победы в Великой Отечественной Войне и демобилизации работал водителем в Пассажирском АТП, на полуторке перевозил грузы и переселенцев в Туву из южных районов Красноярского края. Вначале мы жили у него на квартире на ул. Авиации, 10 (ул.Чооду Кидиспея).

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович ЮжаковНадо признать, что не все русскоязычные граждане приезжали в Туву с дипломами по распределению. Не было и комсомольского призыва на подъем Тувинской целины. Первое время тувинским поселенцам приходилось жить в приспособленных для этого помещениях. Правда, я не могу припомнить ни одного случая проживания русских в юртах, хотя почти все местные тувинские семьи обитали в аалах и сумонах в войлочных юртах. Русские жили во времянках, это были полуземлянки – четырехстенные жилища, площадью 16 квадратных метров, высота стен один метр, одно оконце и дверь. Цокольная часть глубиной полтора метра находилась в земле, кровля и потолок – деревянные плахи, засыпанные землей. Этих сооружений сегодня в селах Тувы не найти, они со временем сгнили.

Большую роль в судьбе нашей семьи сыграла жена моего дяди Штрейбе Матрена Нифантъевна. Уже значительно позже я узнал, что она с раннего детства была знакома с Салчаком Токой, и что первая его жена была ее сводной сестрой. Родилась Матрена в селе Медведевка Салчакского хошуна, в семье старообрядца – крепкого крестьянина Лубошникова Нифантия. Матрена была известной и уважаемой горожанкой – первым ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович Южаковпрофессиональным парикмахером, некоторое время работала руководителем Кызылского комбината бытового обслуживания, была длительное время личным парикмахером С. Токи. Она рассказывала, что в те годы Кызыл был фактически небольшим селом, почти в каждом подворье жители держали скот, вплоть до наступления хрущевской оттепели. В Кызыле насчитывалось четыре животноводческих товарищества, за которыми вокруг города были закреплены пастбища.

Весной 1954 года мои родители: Южаков Петр Иванович и Анастасия Федоровна, по приглашению председателя Чаа-Хольского райпо Наксыла переехали в село Чаа-Холь. Выбор этого места жительства был не случаен, уже задолго до этого, с 1944 года, мама не понаслышке знала это село. В возрасте восемнадцати лет, в сезон навигации, ей пришлось ходить на катере из речного порта Селиваниха Минусинского района до Чаа-Холя и Шагонара. Таскали баржи, а вниз по течению сопровождали плоты с древесиной. Моя мама начинала свою производственную деятельность в Минусинском речном пароходстве.

Чем это село было примечательно?

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович Южаков− Чаа-Холь располагался вдоль трассы, в нем в то время было три параллельных улицы с одноэтажными деревянными домами, построенными из круглых бревен, обитых досками. В селе был клуб, двухэтажная школа и райком КПСС. Когда сносили эти постройки под будущее затопление, некоторые здания: склады райпо, здание райкома были разрушены с большим трудом, так как они были построены из бутового камня - песчаника. Хотя в пределах 30 километров вокруг села не было ни одной каменоломни. Помню, что вся долина Енисея от Урбюна до Кара-Тала была сплошь усыпана курганами. На этой площади более десяти лет работали ленинградские археологи под руководством Грача. Они устраивали для школьников Чаа-Холя экскурсии, показывали нам выставки артефактов. С тех пор я и моя сестра Галина Петровна Стародубцева, первый Председатель Арбитражного суда РТ, увлеклись изучением древней истории кочевых народов, населявших Улуг-Хемскую котловину.

Чаа-Хольское райпо собственными силами производило товары народного потребления, включая пошив обуви, швейное производство. Был большой табун лошадей, верблюдов, мелкий рогатый скот, стадо дойных коров. На подсобном хозяйстве в местечке Алаак выращивали все овощи, как для поставки в область, так и для собственной столовой, где более десяти лет моя мама работала заведующей производством, за что и была впоследствии награждена советским Орденом дружбы и медалью «За трудовую доблесть». Село Чаа-Холь было многонациональным, жили в нем, кроме тувинцев, и несколько семей с западной Украины, много семей хакасской национальности.

Когда мне было шесть лет, умер отец, но мать была волевая женщина, в одиночку вырастила троих детей. Голодать нам не пришлось. И одеты были всегда: валенки изготавливали местные хакасы, фуфайки шили в пошивочном цехе райпо. Чаа-Холь обслуживал себя полностью продуктами и одеждой, привозным было только бочковое пиво. Хлеб в пекарне райпо всегда выпекался на собственной закваске, тестомеса не было, оно замешивалось ногами девушек хлебопеков в большой металлической ванне. Уже впоследствии параллельно с деятельностью райпо и колхозов в селах Тувы стали организовываться совхозы.

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович ЮжаковЮрий Петрович, Вы − один из первых представителей местного русского населения, ставший руководителем высокого ранга. Обычно, после вступления ТНР в состав СССР, в республику присылали руководителей из России. Как это стало возможным?

– Свою производственную деятельность после окончания Сибирского Технологического Института в Красноярске я начал на севере Хабаровского края. Опыт, приобретенный в Комсомольском СМУ, пригодился для работы в Туве. Возвращение на родину в 1973 году было не по распределению, а как говорится – по зову сердца, никто меня в Кызыле не ждал. Но постепенно, продвигаясь по служебной лестнице, шел вперед, само время дало мне такую возможность. А тогда пришел в трест "Тувинсельстрой", который располагался в деревянном одноэтажном бараке. Управляющий трестом Павел Федорович Кандауров назначил меня мастером в ПМК-62 на строительстве Кызылского мелькомбината. Возглавлял ПМК высококвалифицированный инженер-строитель Владимир Шкапов, один из опытнейших строителей Тувы. В его бытность коллектив ПМК построил крупнейшую на всём юге Сибири Каа-Хемскую птицефабрику, завод мясокостной муки в Сукпаке и ряд объектов социально-культурного назначения. Через год управляющий трестом "Тувинсельстрой", оценив мой личный вклад в успешное завершение строительства завода Железобетонных изделий, доверяет создать и возглавить дирекцию строящегося завода керамзитового гравия в г. Кызыле.

Возведен завод был за двадцать пять месяцев с использованием труда «спецконтингента» (заключенных) и произвел первую продукцию в 1976 году из собственного сырья, добытого в карьере уникального месторождения Онгар-Хову. Первым директором введенного в эксплуатацию завода был Виктор Тавокин. Качество керамзита было превосходным, керамзитовый гравий удивительным образом не тонул в воде, находясь в ней длительное время, это свидетельствовало о том, что продукция завода по теплотехническим и физическим характеристикам превосходила использовавшиеся ранее минеральную вату и пенополистирол. Керамзитовый гравий ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович Южаковнужен был для удовлетворения потребности республиканских предприятий.

−Заметно, что все эти мощности планово вводились одна за другой в рамках большой застройки, дополняя друга.

−Конечно, всё так и планировалось. С того момента домостроение в Кызыле набрало ускорение, и, если бы Горбачев не объявил перестройку, жители города были бы обеспечены жильем, по расчетам, за два года. Уже в 1986 году в республике было построено жилья общей площадью свыше семисот тысяч квадратных метров, и это все благодаря двадцатитысячному отряду строителей Тувы. А директором Кызылского комбината строительных деталей от сдачи в эксплуатацию до его приватизации был Александр Антонов.Для комплексной застройки жилья в Кызыле в районе трассы М−54 Красноярским проектным институтом "Гражданпроект" и "ПромстройНИИпроект" в 1988 году были разработаны проекты седьмого, восьмого, девятого и десятого микрорайонов на 15 тысяч квартир. Возглавлял это проектное решение и управлял проектом в Совете Министров Тувинской АССР Владимир Болбат – зампредседателя Совета Министров.

В 1977 году был сдан в эксплуатацию Усть-Элегестинский кирпичный завод мощностью 11 млн. штук кирпича в год. Начинал строительство объекта Н.И. Нартов, который и был первым директором этого эффективного современного предприятия. Какое это было мощное подспорье для дальнейшего увеличения ввода жилья, в республике появился собственный кирпич! А сегодня на месте когда-то мощного, оснащенного самым современным оборудованием и автоматикой завода, не осталось никаких следов, только кое-где видны верхние части бетонных фундаментов.

В 1975 году трест «Тувинсельстрой» возглавил Г. М. Шубник. Главным инженером был Валентин Филиппович Потокин из Ачинска, к тому времени получивший большой опыт работы на промышленных стройках. Произошла смена поколений, в управление трестом пришли молодые, амбициозные, но с большим багажом знаний и опыта специалисты. Они прошли испытание временем, под их непосредственным руководством ускорение получили темпы застройки населенных пунктов в сельской местности. С чистого листа были построены поселки Победа и Шивилиг, О-Шынаа, У-Шынаа, Чаа-Сур, Ак-Чыраа, Чодураа.

−А когда в строительной отрасли начали появляться "местные", доморощенные управленцы?

− Трест "Тувинсельстрой" был самой крупной строительной организацией с многонациональным коллективом численностью более 13 тысяч человек, не считая привлеченный на промышленные предприятия «спецконтингент». Инженерно-технические служащие треста были преимущественно молодые специалисты, прибывшие из всех уголков РСФСР, а основной костяк строителей состоял из рабочих титульной нации. Но постепенно и на руководящие должности здесь стали назначаться тувинцы. Мне запомнились начальник Кызыл-Мажалыкской ПМК-741 Хомушку Дембик Караевич, ПМК- 463 Кан-оол Владимир Иванович, Кыргыс Мадыр-оол Ангыр-оолович – главный инженер ПМК-586 в УлугХемском районе, Ширин МАрчин Шимитович – главный инженер треста "Тувинсельстрой", и Василий Шыырап.

− А как республика обеспечивалась электроэнергией?

− До конца семидесятых годов Тува автономно вырабатывала электроэнергию своими генерирующими мощностями, в каждом совхозе и в некоторых поселениях были свои дизельгенераторы, в г. Ак-Довураке, пос. ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович ЮжаковХову-Аксы и в Кызыле электроэнергию производили на ТЭЦ. В восьмидесятых годах, после того, как сложилась вся инфраструктура городов, начался процесс создания в Туве системы централизованного электроснабжения от Назаровской ГРЭСС и Саяно-Шушенской ГЭС. Для этого были построены несколько тысяч километров высоковольтных линий электропередач, одновременно началась электрификация села. С этой задачей успешно справлялась ПМК "Тувасельэлектросетьстрой", во главе которой с момента создания и до приватизации бессменно стоял Первухин Аркадий Валерьянович. Это был вдумчивый, очень человечный руководитель. Организатор строительства был высококлассный. Его уважали и ценили все. Коллектив его ПМК по праву слыл самым передовым в своей отрасли во всей РСФСР. Десятки тысяч километров линий электропередач, включая райцентры, центральные усадьбы совхозов, вплоть до последней зимней стоянки, были электрифицированы, что и позволило уже к 1985 году на каждой стоянке, а их было более тысячи, иметь водозаборную скважину. К сожалению, за годы перестройки весь этот комплекс сохранить не удалось, сегодня ничего от этого не осталось. Первый президент Тувы Ш. Ооржак до последнего дня поддерживал республиканских руководителей сельского хозяйства, которые упорно не хотели раздавать пастбища с зимними чабанскими стоянками местным чабанам, хотя бы на условиях безвозмездного пользования.  

Я думаю, это была ошибка, ведь чабаны смогли бы сберечь дорогостоящие животноводческие комплексы. Жаль, что не сберегли национальные богатства, доставшиеся от Советской Тувы. Сегодня у республики действительно недостаточно инвестиционных ресурсов по возрождению кыштагов − зимних скотоводческих комплексов. Хотя надо отдать должное, руководство республики ставит муниципалитетам задачу по возрождению овцеводческих ферм.

Без помощи Союза и сельское хозяйство поднять нам было невозможно…

− Да, отгонное животноводство мы могли бы сами поднять до определенного уровня, но из-за потерь пастбищ, ушедших под плуг, восстановить его в полном объеме уже не представляется возможным. Это была ошибка Советской власти. Для развития отгонного животноводства в каждом совхозе республики было построено как минимум десять зимних электрифицированных чабанских стоянок с кошарами, баней и одноквартирным домом для чабана, водозаборной скважиной. Это был полноценный кыштаг. Такая оснащенность вызывала зависть у чабанов соседней Монголии, об этом они говорили мне при посещении города Улясутай делегацией тувинских строителей. «И зачем вашим тувинским чабанам работать, когда у них все есть, - завидовали они, - по два мотоцикла на чабанской стоянке, добротные домики и кошары, свет и вода, на отдельных стоянках сверкали новой краской автомашины марки «Москвич».

До определенного момента считалось, что на основе производства продукции растениеводства в Туве будет очень эффективно развиваться стойловое животноводство. Почти в каждом совхозе были построены молочно-товарные фермы с автоматической дойкой, а в некоторых даже по две. Коров для этого проекта завозили из других регионов России. Если не ошибаюсь, в четырех совхозах были построены цехи по производству комбикормов. В селе Шамбалыг была сдана под ключ откормочная ферма КРС на 1200 голов, но из-за нехватки грубых и сочных кормов откормочный комплекс так и не начал работать. Как выяснилось на практике, пахотные земли Тувы из-за короткого вегетационного периода и засушливости не давали расчетной урожайности. Тува не смогла обеспечить собственными кормами большое в ту пору поголовье мясного и молочного стада. Приходилось городских жителей привлекать на заготовку веточного корма и завозить солому из Оренбурга, а также косить камыш на Убсу-Нуре, но все усилия оказались безуспешными, проект пришлось свернуть, коров пустить на убой.

ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович ЮжаковС целью повышения эффективности животноводства в районе Вавилинского затона ПМК-62 была построена и сдана в эксплуатацию станция искусственного осеменения животных на 80 быков и 200 баранов производителей. Первые годы станция эффективно функционировала. Для содержания многочисленного поголовья скота в государственном секторе АПК республики требовалось большое количество комбикормов, для его производства нужна была костная мука. В республике в то время, согласно отчетности совхозов, из-за нехватки кормов был постоянный падеж скота. Эту проблему было решено исправить. Был запроектирован и в сжатые сроки построен завод мясокостной муки мощностью 10 тонн в сутки в с. Сукпак.  Завод был сдан первым из трех, что одновременно строились в России. Таким образом, в далекие 80-е Тува была полностью обеспечена производственными мощностями для собственного производства комбикорма, однако загрузка мощностей не была обеспечена сырьем.Использовался комбикорм в первую очередь Сукпакским свинокомплексом и Кызылской птицефабрикой.

Так ведь и на транспорт увеличивались нагрузки?

− Конечно. К тому времени в Туве действовало Тувинское транспортное управление с пятью автопредприятиями −  в Минусинске, Ак-Довураке и тремя в Кызыле, а также в состав объединения входила Кызылская транспортно-экспедиционная контора. Мощными автопредприятиями в то время обладали все тресты и отраслевые министерства, а также объединение "Туваводмелиорация".

Всего Тува располагала грузовым и пассажирским автотранспортом до пяти тысяч единиц.Долгие годы Тувинское транспортное управление возглавлял Парунин Валентин Андреевич, после перехода его в Совет Министров Тувинской АССР управление возглавил Рудзинский Анатолий Семенович. Грузопоток в республику был круглосуточный и непрерывный. Из республики за ее пределы в больших объемах вывозили асбест и концентрат кобальта.

В каждом из пяти строительных трестов были мощные управления механизации, оснащенные по тем временам самой современной грузоподъемной землеройной техникой. Приятно радовала глаз панорама Кызыла с множеством башенных кранов.

− В Туве в те годы была и мощная ирригационная сеть, это так?

− В 80-ые годы освоение целины в Туве уже завершилось. Перепаханы были пастбища площадью более 200 тыс. га. Интенсивно продолжалось строительство гигантских, по тем временам, оросительных систем с многокилометровыми железобетонными водопроводными каналами. Занимался этим специально созданный мощный трест "Тувинводстрой" в составе объединения "Туваводмелиорация". В распоряжении треста было крупное автопредприятие, управление механизации и современный завод по производству сборного железобетона мощностью 10 тыс. куб. м. железобетона в год. Завод специализировался на выпуске преимущественно железобетонных лотков для строительства каналов Уюкской, Терезинской, Торгалыгской, Сукпакской, Хайраканской, Балгазынской, Зубовской, Баянкольской и других оросительных систем. В растениеводческих хозяйствах центральной зоны Тувы были сооружены зернохранилища для первичной обработки зерна, в некоторых совхозах были построены комбикормовые цехи. В эти же годы в Кызыле, Чадане были построены и оснащены необходимым оборудованием ремонтные предприятия "Россельхозтехники".

Массовое возведение жилья трестом "Тувинсельстрой" в сельской местности создало возможность труженикам села перевести свои семьи из юрт в добротные деревянные дома. Дети в то время получили просторные школы и детские сады и пришкольные интернаты. Надо признаться, что в 80-е годы жители села, семьи сельских тружеников полностью были обеспечены жильем.

Основной объем пиломатериала для жилья выпускал Кызылский Лесодеревообрабатывающий комбинат (ЛДК), заготовкой леса для него занимался Ырбанский лесопункт. Сплавом леса в плотах для Кызылского ЛДК, преодолевая Большой Хутинский порог, в 70-е и 80-е годы занималось Верхне-Енисейское речное пароходство, которое возглавлял Петров Олег Витальевич. Предприятие располагало для этого необходимым количеством единиц речного транспорта. В сезон открытой навигации предприятие осуществляло пассажирские перевозки на комфортабельных пассажирских судах на подводных крыльях до села Тора-Хем и Сарыг-Сеп, а также завоз в Тоджу абсолютно всех необходимых товаров и оборудования, нефтепродуктов и продуктов питания.

Кого из руководителей тех лет Вы бы отметили особо?

− С некоторым сожалением можно отметить, что современные историографы Тувы, возможно, по идеологическим соображениям умаляют роль некоторых работников Тувинской областной, а затем республиканской партийной организации. Я, как бывший строитель, хочу сказать, что все руководители среднего звена Тувы того периода работали честно.В бурные восьмидесятые годы постоянное напряжение исходило, в первую очередь, от Долгополова Григория Николаевича, Попова Ивана Васильевича и Ванжи Альберта Ивановича, внесших свой личный вклад в комплексное обустройство Тувинской земли.

Работа была очень напряженной, за шестнадцать лет я не помню, что был когда-нибудь в отпуске., это может подтвердить моя жена Людмила Васильевна Южакова, которая все годы поддерживала меня морально. Хочется вспомнить старейшего инженера-строителя Тувы, Заслуженного строителя республики, начальника Управления ЧЕЛОВЕК ТРУДА. Юрий Петрович ЮжаковКапитального Строительства при Совете Министров Тувинской АССР Николая Ивановича Иванова, Почетного гражданина города Кызыла. Начал он работать в Туве в конце 50-х годов мастером на строительстве Кызылской ТЭЦ, а затем начальником созданного Отдела капитального строительства города Кызыла и УКСа Совета Министров. С момента образования Управления капитального строительства при Тувинском Областном Исполнительном Комитете был его бессменным руководителем. Образно говоря, через его руки прошли фактически все генеральные планы поселений и объекты социально-культурного назначения, все театры, клубы, правительственные здания, школы, больницы…Буквально все, что построено в республике в 70-80-е годы. Построенные при жизни Николая Ивановича объекты по сей день украшают тувинскую землю. Это был безукоризненный интеллигент Советской Тувы с большой буквы. Николай Иванович Иванов ушел на пенсию в 1986 году, но оставил коллектив опытных высококвалифицированных строителей УКСа. Это главный инженер Кузнецов Георгий Иванович, начальник отдела технического надзора Муратова Галина Николаевна, инженер-строитель Шадрин Сергей Владимирович и многие другие сотрудники. Курировал эту организацию непосредственно Болбат В.П.

Позже я стал преемником Николая Ивановича Иванова, за два года моей работы в УКСе были сданы в эксплуатацию: все объекты соцкультбыта, построенные шефскими регионами Росссии в рамках постановления ЦК,  здание Республиканского Госархива, больница в Туране, Дом быта, Дом художника, поликлиника в Мугур-Аксы, в это время в Чадане и Кызыл-Мажалыке строились кварталы двухэтажных жилых домов, в городе Кызыле возводились 9-этажные крупнопанельные дома, набирало максимальные темпы кирпичное домостроение, все перечислить невозможно.

В то время строительство жилья в Туве достигло рекордных объемов благодаря завершению формирования собственной Тувинской базы строительной индустрии и промстройматериалов.

В тот период нам ведь очень помогли со строительством несколько областей Российской Федерации?

 − Да, в 1987 году началась реализация очередного крупного проекта согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ РСФСР «Об оказании помощи Тувинской АССР 15-ю краями и областями в строительстве отдельных объектов соцкультбыта, промышленных объектов и сельского хозяйства». Срок реализации проекта был сжатый, нам необходимо было срочно передать строительным организациям шефствующих областей проекты строек с привязкой к местности и с техническими условиями к инженерным коммуникациям ресурсоснабжающих организаций. С января 1987 по август 1989 года по решению Совета Министров Тувы я возглавлял УКС при Совмине Тувинской АССР.

Очень доброжелательно и оперативно откликнулись на постановление Московская область – объект школа №1 имени Шойгу С.К. и московский детсад, Ленинградская область – медучилище в Кызыле, Челябинская область – Овчинно-шубная фабрика, Красноярский край – школа № 12 с бассейном, Саратовская область – Производственная база Опытной станции в Сосновке. Сложные переговоры пришлось проводить с Иркутским Обкомом КПСС. Области предстояло построить в Кызыле жилье.  Учитывая, что Горбачевская перестройка уже набирала обороты, выполнять постановления ЦК КПСС никто не рвался, поэтому Тувинским секретарям обкома с большим трудом удавалось уговорить руководителей выполнить последнее поручение ЦК партии. Очень горжусь тем, что принимал активное участие в реализации постановления. Все объекты были построены. После нашей совместной поездки с Ванжой А.И. в Ангарск строительный трест «БратскГЭСстрой» наконец согласился привезти из города Ангарска комплекты жилых домов и смонтировать их в Кызыле, сегодня это Ангарский квартал. Башкирская республика силами треста «Баштрубопроводстрой» построила комплекс СПТУ, сегодня в нем расположен ТывГУ в западной части Кызыла. Выполнить это задание мне помог первый зам. Председателя правительства Башкирской АССР Харлов Алексей Иванович.Строители приехали в Туву со своими рабочими, механизмами, материалами и возвели все объекты, на которые своевременно была разработана проектная документация.

В это же время за счет сметы строительства Саяно-Шушенской ГЭС строители треста "Шагонарстрой" проводили грандиозную работу по сносу поселений Улуг-Хемской котловины, Урбюна, Кара-Тала, Эйлиг-Хема, Чаа-Холя и Шагонара; с переселением жителей в благоустроенные город и три поселка. Для этого были комплексно построены Новый Шагонар, Новый Чаа-Холь, Новый Эйлиг-Хем, Новый Хайыракан. Директором строительства объектов зоны затопления от начала работ по сносу поселений до завершения был Бородич Семен Ильич. Управляющим трестом "Шагонарстрой" трудился все годы в период переноса поселений на новое место Ткаченко Леонид Николаевич. Это был дополнительный проект благоустройства Тувы в отдельном Улуг-Хемском районе.

− Что вас всех тогда объединяло?

− Мы искренне верили, что строим светлое будущее, это нас окрыляло. Была одна цель, поставленная с подачи еще С.К. Тока, −  оправдать правильность выбора исторического пути, хотя другого выбора у Тувы, я считаю, и не было. С.К. Тока сумел собрать толковую команду руководителей, которые максимально эффективно реализовали его мечту о процветании и умножении тувинской нации. Надо отдать должное всем тувинским строителям: преодолевая все временные, как нам казалось, трудности, они успешно выполнили поставленную задачу в проекте комплексного развития Тувы. Автором этого грандиозного начинания был великий салчаковский тувинец С.К. Тока, светлая ему память. Все эти годы Тува была на особом контроле в ЦК КПСС. Преобразованием Тувы в комплексный агроиндустриальный регион занимались все субъекты России.

С 1970 по 1985 годы ежегодно в Туву направлялось не менее пятнадцати строительных отрядов из разных ВУЗов СССР. Ежегодно на строящиеся объекты привлекались до тысячи высококвалифицированных специалистов из областей России. Проект этот был реализован в полном объеме. С чистого листа на отдельно взятой территории был разработан и воплощен с мультипликативным эффектом идеальный проект советской экономики. Только сейчас я осознаю, что все строители Тувы в 70-80-е годы были как одно целое, одной командой. Они были нацелены на выполнение важнейшей в то время задачи: благоустроить республику. И это у них получилось! Честь и хвала тем, кто еще жив на этом свете. Светлая память ушедшим из жизни, положившим на алтарь свою жизнь на благо народа Тувы.

Айлана Кужугет, книга "Созидатели Советской Тувы"
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования