На аппаратном совещании министр транспорта Олег Бады доложился о двукратном увеличении пассажиропотока на межрегиональных авиарейсах. За девять месяцев этого года перевезено более 46 тысяч пассажиров. Значительный рост наблюдается на рейсах Кызыл – Красноярск (13600 человек) и Кызыл – Новосибирск (14 тысяч пассажиров, против 10 тысяч в прошлом году). При этом загрузка бортов на этих маршрутах более 95 процентов. С началом прямого авиасообщения с Москвой перевезено уже более 12 тысяч пассажиров. Корреспондент информагентства TMG встретился с министром дорожно-транспортного комплекса.
— Олег Ооржакович, с чем вы связываете увеличение пассажиропотока на межрегиональных авиарейсах?
— Увеличение пассажиропотока мы наблюдаем после завершения реконструкции аэропорта. Естественно, объёмы будем наращивать ежегодно. Уже сейчас мы прорабатываем создание новых маршрутов с коллегами из Томской, Кемеровской областей и республики Хакасия. При этом предполагаем софинансирование из бюджетов этих регионов и из федерального бюджета. Три направления из Кызыла (Новосибирск, Красноярск, Иркутск) субсидируются. По маршруту Кызыл – Иркутск авиакомпанией «ИрАэро» перевезено около 12 тысяч пассажиров. Мы считаем, что это только начало. При этом в статистике мы не приводим обслуживание бортов минобороны. Перевозятся грузы, личный состав. Различные виды судов, например Ил-76, новый вид лайнера Ту-214 тоже у нас приземляется. Это наглядно говорит о том, что пассажиропоток увеличивается после реконструкции посадочной полосы.
— Вернёмся к гражданской авиации. Вы сказали, что идут переговоры с руководством Томской и Кемеровской областей и республики Хакасия. Насколько реально появление прямого сообщения с этими регионами?
— Авиакомпания «NORDSTAR», которая уже стала нашим надёжным партнёром, и авиакомпания «КрасАвиа» подтвердили готовность осуществлять перелёты по новым направлениям. Но при условии софинансирования из бюджетов регионов и федерации. Как вы знаете, сейчас идёт их формирование на следующий год. Не могу сказать стопроцентно, что эти деньги заложены в бюджеты соседних регионов. Но у себя мы закладываем средства на субсидирование стоимости билетов. И это вполне реально. Буквально с 1 января можем получить заявку авиакомпаний и начать перевозку. Но мы по опыту знаем, что первые месяцы на новых маршрутах пассажиропоток низкий. Нужно, чтобы рейс накатался. С московским рейсом тоже было так. С 14 декабря прошлого года иркутская авиакомпания начала авиасообщение. Первоначально загрузка была примерно 30-32 процента. Если самолет на сто мест, то пассажиров туда-обратно было до 35 человек.
— А как сейчас? Рейс окупает себя?
— Если говорить о московском рейсе, то средняя наполняемость 75 процентов, этого недостаточно. Но в летний период была даже нехватка билетов. Вчера, например, из Москвы прилетели 82 человека. Улетели 77.
— Что нужно сделать, чтобы получить федеральное субсидирование на планируемые направления?
— Есть условия, при которых выделяется федеральное софинансирование. Нужно, чтобы регион вложил 36 процентов от всей суммы. Но в одностороннем порядке наш высокодотационный регион это сделать не может. Поэтому и идут переговоры с руководством Кемеровской, Томской областей и Хакасии. Это регионы более обеспеченные, но и они не могут решить вопрос в одночасье.
— Планы далеко идущие. Что еще планируете?
— Мы уже отправили заявки Минтрансу России и Росавиации об организации прямого сообщения с Санкт-Петербургом и Сочи. Но мы понимаем, что резерв пассажиропотока у Тувы очень маленький, всего 325 тысяч человек. Крупные авиакомпании планируют свои перелёты и годовой план. Вот почему мы стараемся выйти на международные рейсы.
— Как раз хотела спросить, что с монгольским рейсом?
— В августе этого года распоряжением правительства РФ аэропорту Кызыла придан статус международного. Для открытия многостороннего пункта пропуска нужно время и финансирование. Во-первых, необходимо найти источники финансирования: инвесторов или средства из федерального, республиканского бюджетов. Нужна смета, составленная хотя бы по минимальным требованиям. Это всё-таки пункт пропуска через государственную границу.
— Тем не менее, объявленный технический рейс из Монголии не был осуществлён. В официальных источниках это объяснили нелётной погодой.
— Технический рейс для авиакомпании «Хунну Эйр» будет осуществлён. Для авиационных маршрутов есть определенные требования и свои воздушные магистрали. Прямого маршрута Кызыл – Улангом не было и нет. Этот маршрут должен быть проработан и утверждён. Это займёт определённый срок. Но есть вариант вылета с Улангома по международному маршруту со стороны Новосибирска, а в Туву самолёт залетит со стороны Турана. Мы оказываем содействие авикомпании «Хунну Эйр» и аэропорту Кызыла в решении этого вопроса. Наши территориальные федеральные органы, обеспечивающие работу пункта пропуска через госграницу, подтвердили возможность работы. При этом Росавиация готова предоставить диспетчеров со знанием английского языка и правил международного авиасообщения. В самое ближайшее время технический рейс состоится.
— Другие регионы и страны – это, конечно, хорошо, но наши с вами земляки ностальгируют по тем временам, когда были внутренние рейсы по республике.
— Я помню состояние тувинских авиалиний, когда начал работать в должности министра дорожно-транспортного комплекса республики. Даже сомневался, сумеем ли мы поднять на ноги предприятие. Но старания того стоили. Целых пять лет мы шаг за шагом при поддержке правительства и Главы Тувы шли к цели. Сейчас мы подняли авиакомпанию «Туваавиа» «на крыло». Сегодня могу твёрдо сказать, в этом году её силами перевезено 824 пассажира внутри республики. Это в основном Кунгуртуг. Не считая санитарной авиации.
Сейчас в ангарах «Туваавиа» 11 бортов. Это три ещё советских самолёта АН-2. Эксперты считают этот вид воздушного транспорта наиболее надёжным. Также тувинские авиалинии приобрели вертолёт МИ-8 по лизингу. Стоит он около 400 миллионов рублей, стоимость кредита для компании в месяц — около пяти миллионов рублей. Два новых вертолёта казанского производства работают на страже тайги, заключены контракты с «Базой авиационной охраны лесов».
— Мы можем назвать год, когда в Мугур-Аксы будет постоянный рейс? Пусть даже он будет раз в месяц…
— Постановлением правительства республики перевозки в труднодоступные уголки субсидируются. В этом году сумма составляет более девяти миллионов рублей. В бюджет следующего года закладывается такая же сумма для перевозок в Тоора-Хем, Мугур-Аксы, Кунгуртуг и курорт Уш-Белдир. При этом должно быть соблюдено условие – наполненность рейса пассажирами на 65 процентов. Мы не можем перевозить одного-двух человек.
— Наполняемости нет?
— Нет. Я общался с председателем администрации Монгун-Тайгинского района, просил уточнить у населения, есть ли потребность в восстановлении этого маршрута? Директор «Туваавиа» докладывался о том, что компания готова начать рейсы в Мугур-Аксы и взять часть затрат на начальном этапе на себя. Думаю, что в 2020 году попробуем снова.
— Олег Ооржакович, воздушное сообщение – это не только самолёты и вертолёты, но и посадочные полосы, аэропорты, а главное люди, которые должны обеспечивать работу на местах. Остались ли специалисты в республике?
— Действительно, для самолётов и вертолётов нужны посадочные площадки. Был случай, прогремевший на весь мир, когда человек 12 лет содержал заброшенный аэродром в республике Коми. Волею случая эта посадочная полоса потребовалась судну, терпевшему крушение. Люди остались живы. Мы провели ревизию посадочных площадок в районах Тувы. Всем председателям администраций районов даны рекомендации по восстановлению полос, существовавших в советское время.
— Выполняются ли эти рекомендации?
— В Каа-Хемский район мы уже вложили средства. Авиакомпания сейчас проводит модернизацию посадочной полосы в Сарыг-Сепе. Такие же планы у нас по другим районам. Обязательно восстановим в Мугур-Аксы и Кызыл-Мажалык.
— А кадры есть?
— В какой-то период времени мы понизили потенциал, который был в кадровом резерве. В первое время будем выходить из положения с помощью действующих работников. В этом году шесть студентов начали обучение на целевых местах в авиационных вузах Новосибирска и Казани. Через четыре года они вернутся в республику. Учатся ребята на пилотов, авиатехников и специалистов обслуживания аэродромов. Параллельно мы работаем с коллегами из сибирских регионов по программе «Малая авиация». Знаю, что кемеровчане включили в свои планы начать прямое авиасообщение с Кызыл-Мажалыком.
— Зачем кемеровчанам лететь в Кызыл-Мажалык?
— А зачем кызылчанину лететь в Мугур-Аксы?
— Возможно, там ждут родственники…
— Элементарно. К тому же мы хотим развивать туризм. Мне было приятно, что мои коллеги из Кемерово видят в Кызыл-Мажалыке место, куда можно прилетать.
— Существует ли срок исполнения рекомендаций по восстановлению посадочных полос?
— Мы запланировали пошаговое восстановление районных аэродромов до 2024 года. Где-то будет быстрее, где-то медленнее. Пять лет назад я заходил в аэропорт и мне было печально. А сейчас выхожу на посадочную полосу и радуюсь. Мы сумели это сделать.
|