|
Нет локальных проблем
В Кызыле под председательством главы Тувы Шолбана Кара-оола прошло заседание Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Неожиданно для многих сюжетная линия обсуждения вопросов малой авиации, приграничной торговли и туристической индустрии в какой-то момент приобрела драматичные нотки. Но в итоге оказалось, что все сибирские регионы чувствуют свою идентичность, где даже такие вопросы как трансграничные коридоры с Монголией и Китаем волнуют территории, расположенные далеко от границы.
«Очень удовлетворен работой, которую с губернаторами сибирских регионов мы проделали сегодня – написал в своем дневнике глава Тувы Шолбан Кара-оол после заседания Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». – Вдруг почувствовал, что мы не просто набор регионов, которые расположены за Уралом. Оказалось, что у нас есть совместно понимание того, куда мы должны идти, в каком направлении двигаться».
Заседание МАСС, впервые проходившее в столице Тувы – Кызыле, было посвящено трем вопросам. Сибирским губернаторам предстояло обсудить вопросы развития региональной авиамаршрутной сети с использование малой авиации и туристической отрасли, а также тему экспортно-ориентированного приграничного сотрудничества.
«Было опасение, что вопрос трансграничных коридоров будет обсуждаться тяжело, многим кажется, что тема довольно локальна, – заметил, комментируя итоги заседания председатель исполкома «Сибирского соглашения» Геннадий Гусельников. – Ан нет. Оказывается, наши губернаторы смотрят далеко вперед».
Движение коридорами
Проблема действительно вызвала довольно большой интерес у губернаторов, которые поняли, что создание трансграничных коридоров может серьезно сократить расстояние до Китая. Главы регионов, рассматривая карту, воочию убедились, что лучше поддержать небольшие республики Тува и Алтай вместо того, чтобы отдавать транзит грузов через Казахстан. Подлинную сенсацию сотворил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, который заявил, что его регион является одним из интересантов развития приграничной торговли.
«Заявление губернатора Новосибирской области, от которой до границы тысяча километров, многого стоит, – отметил Шолбан Кара-оол. – Но главное, что мы пришли к одному мнению о том, что трансграничные коридоры – автомобильные, авиационные и самое важное – железнодорожные, необходимы всем сибирским территориям».
Глава Тувы подчеркнул, что принятые на заседании Совета «Сибирского соглашения» решения станут дополнительным шагом в реализации такого проекта как железная дорога, которая должна пройти через Туву в сторону Китая. «Все это важно для аэропорта Кызыла, откуда должны летать самолеты и в Монголию, и в Китай, – считает Шолбан Кара-оол. – Еще большую актуальность приобретает вопрос совершенствования пропускного таможенного пункта Хандагайты, который просто обязан работать как многосторонний».
Примечательно, что не только Андрей Травников, но и другие главы сибирских регионов четко заявили, что готовы финансировать проектную работу «Сибирского соглашения». «Все понимают, что такие работы будут стоит дешевле, но они будут сделаны качественно», – заявил Геннадий Гусельников.
Малая авиация
«Сегодня мы довольно четко обозначили, что малая авиация – это не просто «хотелки» отдельных регионов, где есть поселки в труднодоступных районах, – заявил Шолбан Кара-оол. – И это не просто разработка маршрутной сети того или иного региона или выбор какого-то отдельного воздушного судна для того, чтобы летать к соседям».
На заседание МАСС исполком ассоциации предоставил довольно смелый по нынешним временам проект. Губернаторам была представлена программа развития авиамаршрутной внутрирегиональной и межрегиональной сети, которая была сделана специально для Республики Тува. По сути, она представляет собой аналог схемы, существовавшей во времена СССР и достигшая своего расцвета в 1991 году. «Тогда в Кызыл из Красноярска и Абакана ежедневно осуществлялось 16 рейсов», – напомнил Шолбан Кара-оол.
Как заметил Геннадий Гусельников, который делал доклад на эту тему, в настоящее время в идеале существует возможность запустить на территории Сибирского федерального округа 310 взлетно-посадочных полос для малой авиации, а всего в полетах по предполагаемым маршрутам можно задействовать до 400 воздушных судов.
Естественно, что некоторые положения программы вызвали сомнения среди губернаторов, которых серьезно задумались об источниках финансирования такого проекта. Но одновременно на примере Тувы они увидели, что предложенный проект – это не просто том аналитической работы, а конкретные дорожные карты по наладке авиасообщений внутри региона. «Не получится выстаивать экономику авиасообщения по схеме точка – точка, – отметил Геннадий Гусельников – Поэтому мы специально показали финансовую модель, которая работает только при построении системы».
Оптимальные задачи сибирского туризма
Сибирский федеральный округ сегодня занимает четвертое место в России по туристическим услугам, которых за первое полугодие было оказано на 8,5 млрд рублей. Отрасль вполне может развиваться инерционно, но исполком МАСС считает, что у индустрии есть шанс выйти на третье место в стране. Но для этого предстоит еще довольно тщательная работа по вхождения в ряд государственных программ.
Впрочем, в любом случае практически все сибирские губернаторы в настоящее время не рассматривают туризм как основу экономики своих регионов. Зато практически у всех регионов есть заинтересованность встроиться в сеть осевых туристических маршрутов. Такая схема дает субъектам федерации СФО решать скорее проблемы занятости, чем импульса для развития предпринимательства.
В то же время регион вполне мог бы поставить себе и довольно амбициозные цели.
«Считаю, что надо ставить действительно дерзкую цель замахнуться на первое место. – заметил Шолбан Кара-оол. – Да, нам трудно конкурировать с нашими столицами. Но чем выше мы поднимем планку, тем больше у нас будет мотиваций для совершенствования и развития. Тем более, что сегодня мы, сибирские губернаторы, почувствовали плечо друг друга, поняли, что у нас есть общее понимание и общие цели».
|
|