|
Одним из самых резонансных событий марта в региональной политике стали волнения в Якутске в связи со стихийным митингом против мигрантов 17 марта и последующими заявлениями представителей республиканских властей на встречах с жителями, расцененными частью экспертов как двусмысленные.
Появление в повестке дня конфликтов с участием мигрантов, а также на межнациональной почве в последние месяцы приобретало регулярный характер.
К самым заметным событиям можно отнести осеннюю смену главы Кабардино-Балкарии (воспринятую как результат нарушения баланса в межэтнических отношениях), крупные столкновения между мигрантами в Москве в феврале и марте, смену руководства столичного ГИБДД после совершенного выходцем из Чечни резонансного ДТП, споры о блок-постах между республиками Северного Кавказа, акции в Магасе, а также эпизодические сообщения о применении насилия в бытовых спорах.
Число таких примеров многообразно: в одних случаях актуализируются традиционные межэтнические противоречия, в других обостряются отношения «местных» жителей и «мигрантов», в третьих происходят столкновения между различными группами среди мигрантов.
В условиях вымывания эффекта от внешнеполитической риторики ниша «врага» в обществе снова оказывается вакантной, и попытки номинировать на эту роль ближайших соседей хотя и иррациональны, но вполне логичны. При этом в отличие от «больших» политических тем (коммунальные тарифы, мусорная реформа, внутриполитические дискуссии) именно эти локальные эксцессы дают мощный мобилизующий толчок к резонансным формам протеста.
Большинство публичных рефлексий на этот счет носит идеологизированный характер («провокаторы», «проплаченные акции», «зарубежный след»), что исключает разбор внутренних причин возникающих происшествий. Отсутствует понятный чиновникам алгоритм реагирования на такую динамику: неудачными могут оказываться как игнорирование (и даже подавление) выступлений, так и попытки осторожного присоединения к радикальной риторике.
Задачи гражданской власти и правоохранительных органов тоже не всегда синхронны: органы внутренних дел обычно в большей степени ориентированы продемонстрировать наличие реакции (как правило, подчеркнуто жесткой), в то время как выработка алгоритмов урегулирования и управления рисками остается на периферии внимания.
Говорить о возвращении националистической повестки на «докрымский» уровень сегодня не приходится, однако за последние 5 лет готовность региональных и местных властей к адекватному реагированию на подобные эксцессы объективно снизилась. Однако в сложившихся реалиях каждое сколь-либо масштабное столкновение неизбежно приобретает политическую значимость – а значит, и резонансность. Этому способствуют и нарушения участниками стихийных выступлений фактически законодательства о массовых акциях. Все это, с одной стороны, приводит к сбрасыванию накапливающегося в обществе «пара», но в то же время создает прецеденты утраты властью контроля за происходящими на местах процессами, а иногда и к размыванию ее монополии на насилие. Однако системная работа по управлению возникающими рисками требует признания наличия внутренних противоречий, что психологически сложно для действующих элит, привыкших толковать любые эксцессы как досадное отклонение от норм интернационализма и дружбы народов.
Вторым ключевым событием региональной жизни стала дальнейшая ротация губернаторов. По традиции большинство перестановок было ожидавшимся с связи с приближением в этих регионах Единого дня голосования – хотя двусмысленность вокруг не являющихся электоральными лидерами, но сохранивших свои посты губернаторов Волгоградской области и Ставропольского края пока сохранилась. Большинство же назначений скорее напоминало распределение по регионам корпуса кадрового резерва, нежели целенаправленную подготовку к высадке в конкретный регион.
В целом по итогам марта самое заметное падение произошло в регионах, где состоялась смена губернаторов (что всегда сопряжено с серьезным организационным и управленческим стрессом). Снижение устойчивости зафиксировано в Хабаровском крае (эффект от задержания Виктора Ишаева и обысков в краевом правительстве), Якутии (конфликты вокруг мигрантов), Ингушетии (волнения в Магасе).
ТОП-30 событий месяца в региональной политике
1. Смена глав Мурманской, Оренбургской, Челябинской областей, Республики Алтай и Калмыкии.
2. Поручение Дмитрия Медведева закрепить в правительстве кураторов за регионами с низким уровнем социально-экономического развития.
3. Задержание и домашний арест бывшего полпреда в ДФО Виктора Ишаева.
4. Волнения в Якутске на фоне роста антимигрантских настроений.
5. Столкновения с полицией участников митинга в Магасе против новой редакции закона о референдуме.
6. Победы оппозиционных кандидатов на выборах глав Усть-Илимска и Черемховского района Иркутской области.
7. Поддержка Владимиром Путиным выдвижения кандидатуры Олега Кувшинникова на выборах губернатора Вологодской области.
8. Подготовка Ford Sollers к закрытию в июне 2019 года автозаводов в Набережных Челнах и Всеволожске и завода двигателей в Елабуге.
9. Приговор к 4 годам колонии-поселения главе грозненского отделения «Мемориала» Оюбу Титиеву.
10. Приговор к 10 годам колонии строгого режима бывшему мэру Нижнего Новгорода Олегу Сорокину.
11. Избрание думой Владивостока на пост мэра и.о. главы города Олега Гуменюка.
12. Отставки глав Анадыря, Кургана, Липецка и Тамбова.
13. Избрание главой администрации Белгорода бывшего вице-губернатора Юрия Галдуна.
14. Избрание мэром Смоленска бывшего вице-губернатора Андрея Борисова.
15. Возбуждение уголовного дела в отношении бывшего мэра Биробиджана Евгения Коростелева по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями.
16. Помещение советника губернатора Красноярского края Антона Натарова под домашний арест.
17. Арест по делу о хищениях в лесной сфере бывшего первого зампреда правительства Хабаровского края Василия Шихалева.
18. Приговоры к лишению свободы бывшему главному федеральному инспектору по Хабаровскому краю Виталию Лукьянчуку, экс-зампреду правительства края Сергею Игнатовичу, бывшему министру строительства Андрею Скоморохову.
19. Требование прокурора приговорить экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера к 21 году лишения свободы и штрафу в 500 млн рублей.
20. Признание судом незаконным строительства китайского завода по производству бутилированной воды на берегу Байкала.
21. Резонанс вокруг планов объединения Ярославского академического театра имени Волкова с петербургским Александринским театром.
22. Назначение депутата Тюменской облдумы Олега Чемезова вице-губернатором Свердловской области.
23. Столкновение в архангельском Шиесе экоактивистов и строителей объекта по переработке мусора.
24. Введение слова «Кузбасс» как второго наименования Кемеровской области.
25. Согласие правительства РФ с изменением границ заповедника «Лосиный остров» для модернизации Щелковского шоссе.
26. Одобрение премьером РФ Дмитрием Медведевым комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь”.
27. Подписание в Приморье соглашения об определении судьбы морских млекопитающих, содержащихся в бухте Средняя, включая подготовку к возможному выпуску в естественную среду обитания.
28. Дискуссии в Екатеринбурге относительно строительства храма вблизи городского театра драмы.
29. Стыковка российской и китайской частей трансграничного моста через Амур в Еврейской АО.
30. Проведение Всемирной зимней универсиады в Красноярске.
Рейтинговые показатели
- Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
Регион |
Рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) |
Динамика за месяц |
Калужская область |
8,5 (8,5) |
0,0 |
Белгородская область |
8,3 (8,3) |
0,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
8,2 (8,2) |
0,0 |
Чукотский АО |
8,1 (8,1) |
0,0 |
Адыгея |
8,0 (8,0) |
0,0 |
Ленинградская область |
8,2 (8,3) |
-0,1 |
Томская область |
8,0 (8,1) |
-0,1 |
- Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
Регион |
Рейтинг |
Динамика за месяц |
Вологодская область |
7,6 (7,4) |
0,2 |
Тюменская область |
7,8 (7,7) |
0,1 |
Костромская область |
7,9 (7,9) |
0,0 |
Тульская область |
7,9 (7,9) |
0,0 |
Татарстан |
7,5 (7,5) |
0,0 |
Москва |
7,4 (7,4) |
0,0 |
Ненецкий АО |
7,3 (7,3) |
0,0 |
Камчатский край |
7,1 (7,1) |
0,0 |
Магаданская область |
7,0 (7,0) |
0,0 |
Пермский край |
7,0 (7,0) |
0,0 |
Воронежская область |
7,0 (7,1) |
-0,1 |
Мордовия |
7,9 (8,1) |
-0,2 |
Пензенская область |
7,8 (8,0) |
-0,2 |
Тыва |
7,2 (7,4) |
-0,2 |
- Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
Регион |
Рейтинг |
Динамика за месяц |
Калининградская область |
6,6 (6,5) |
0,1 |
Ивановская область |
6,3 (6,2) |
0,1 |
Тамбовская область |
6,9 (6,9) |
0,0 |
Амурская область |
6,8 (6,8) |
0,0 |
Ханты-Мансийский АО |
6,7 (6,7) |
0,0 |
Нижегородская область |
6,4 (6,4) |
0,0 |
Тверская область |
6,2 (6,2) |
0,0 |
Курская область |
6,1 (6,1) |
0,0 |
Московская область |
6,1 (6,1) |
0,0 |
Кемеровская область |
6,0 (6,0) |
0,0 |
Псковская область |
6,0 (6,0) |
0,0 |
Свердловская область |
6,9 (7,0) |
-0,1 |
Рязанская область |
6,6 (6,7) |
-0,1 |
Красноярский край |
6,0 (6,1) |
-0,1 |
- Регионы с пониженной устойчивостью (от 5,0 до 5,9 баллов)
Регион |
Рейтинг |
Динамика за месяц |
Липецкая область |
5,9 (5,9) |
0,0 |
Ростовская область |
5,9 (5,9) |
0,0 |
Самарская область |
5,7 (5,7) |
0,0 |
Новгородская область |
5,6 (5,6) |
0,0 |
Сахалинская область |
5,5 (5,5) |
0,0 |
Ульяновская область |
5,5 (5,5) |
0,0 |
Кировская область |
5,4 (5,4) |
0,0 |
Башкортостан |
5,3 (5,3) |
0,0 |
Орловская область |
5,3 (5,3) |
0,0 |
Смоленская область |
5,3 (5,3) |
0,0 |
Удмуртия |
5,3 (5,3) |
0,0 |
Архангельская область |
5,1 (5,1) |
0,0 |
Омская область |
5,1 (5,1) |
0,0 |
Ставропольский край |
5,1 (5,1) |
0,0 |
Ярославская область |
5,8 (5,9) |
-0,1 |
Санкт-Петербург |
5,1 (5,2) |
-0,1 |
Бурятия |
5,0 (5,1) |
-0,1 |
Саха |
5,5 (5,8) |
-0,3 |
Оренбургская область |
5,9 (6,6) |
-0,7 |
- Регионы со слабой устойчивостью (меньше 5,0 баллов)
Регион |
Текущий рейтинг |
Динамика за месяц |
Волгоградская область |
4,9 (4,8) |
0,1 |
Владимирская область |
3,4 (3,3) |
0,1 |
Новосибирская область |
4,9 (4,9) |
0,0 |
Астраханская область |
4,8 (4,8) |
0,0 |
Коми |
4,7 (4,7) |
0,0 |
Брянская область |
4,6 (4,6) |
0,0 |
Карелия |
4,5 (4,5) |
0,0 |
Чечня |
4,4 (4,4) |
0,0 |
Краснодарский край |
4,3 (4,3) |
0,0 |
Кабардино-Балкария |
3,8 (3,8) |
0,0 |
Приморский край |
3,2 (3,2) |
0,0 |
Северная Осетия |
3,1 (3,1) |
0,0 |
Карачаево-Черкесия |
3,0 (3,0) |
0,0 |
Дагестан |
1,9 (1,9) |
0,0 |
Иркутская область |
4,9 (5,0) |
-0,1 |
Еврейская АО |
4,8 (4,9) |
-0,1 |
Чувашия |
4,5 (4,6) |
-0,1 |
Алтайский край |
3,8 (3,9) |
-0,1 |
Курганская область |
3,6 (3,7) |
-0,1 |
Забайкальский край |
3,2 (3,3) |
-0,1 |
Хакасия |
2,1 (2,2) |
-0,1 |
Саратовская область |
4,9 (5,1) |
-0,2 |
Марий Эл |
4,7 (4,9) |
-0,2 |
Ингушетия |
3,7 (4,0) |
-0,3 |
Хабаровский край |
3,5 (4,0) |
-0,5 |
Мурманская область |
4,3 (5,0) |
-0,7 |
Челябинская область |
2,5 (3,2) |
-0,7 |
Республика Алтай |
3,5 (4,3) |
-0,8 |
Калмыкия |
4,1 (5,1) |
-1,0 |
|
|