Армия на стройке
Первую железную дорогу в Тыве Кызыл — Курагино построят с помощью армии, рассказал РБК глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол в кулуарах Красноярского экономического форума. По его словам, глава Минобороны
Сергей Шойгу обратился в правительство с предложением задействовать железнодорожные войска при строительстве дороги. Источник РБК в правительстве подтвердил наличие такого письма.
«
Будут задействованы не только РЖД, но и такие службы, как железнодорожные войска», — сообщил глава Тувы.
«Есть все основания полагать,
что строительство (железной дороги Кызыл — Курагино. — РБК) начнется в этом году», — добавил Кара-оол.
Он отметил, что, по разным оценкам, срок строительства железной дороги Кызыл — Курагино от трех до пяти лет.
По его словам, в настоящее время окончательная стоимость финансирования проекта определяется. «Сейчас идет корректировка.
Вообще [стоимость строительства оценивается] более 200 млрд руб., при этом это не тупиковая дорога. Подразумевается, что будет Курагино — Кызыл и Кызыл — Монголия — Китай, то есть рассматривается поэтапность дороги. Первый этап — это Кызыл — Курагино, а второй — уже в Юго-Восточную Азию», — сказал Кара-оол.
Губернатор Красноярского края Александр Усс в ходе пленарной сессии подтвердил, что у властей региона строительство
ветки Кызыл — Курагино «в ближайших планах». РБК направил запросы в пресс-службу Минобороны, а также представителю вице-премьера Максима Акимова, курирующего транспорт.
Первая железная дорога Тувы
Магистраль Курагино — Кызыл длиной более 400 км и оценочной стоимостью
192,4 млрд руб. должна связать Тыву с Красноярским краем и железнодорожной сетью России — на территории Тувы пока нет железных дорог. Планируется, что ее ввод позволит активнее осваивать месторождения региона: по линии Кызыл — Курагино к 2020 году должны перевозить 15 млн т угля, включая вывоз 12 млн т с Элегестского месторождения.
Проект освоения месторождения и строительства дороги к нему обсуждается, но не реализуется уже более 15 лет. В 2002 году лицензию на месторождение получила компания российского банкира и экс-сенатора Сергея Пугачева («Енисейская промышленная компания», ЕПК).
Тогда планировалось, что государство возьмет на себя часть затрат на дорогу, и в конкурсе господряд получила структура группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Но поскольку компания Пугачева не исполнила обязательства по графику работ,
правительственная комиссия исключила железную дорогу Кызыл — Курагино из перечня объектов, реализуемых за счет бюджетных средств. Группа
«Сумма» отсудила у Росжелдора 3 млрд руб. за расторжение контракта. У оказавшейся банкротом
ЕПК лицензию отозвали Роснедра и выставили повторно на конкурс
в апреле 2013 года, единственным участником которого стала «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) Руслана Байсарова. Он тогда же взял на себя обязательства по строительству дороги к месторождению,
заявив, что компания уже вложила около 1 млрд руб. в разработку проекта.
Но строительство магистрали так и не началось, последний раз назывался
срок — октябрь 2018 года. Концедентом должен выступить
Росжелдор, концессионером — SPV-компания, в которой по 47,5% — у ТЭПК и УК «Лидер», еще 5% — у «Российских железных дорог» (РЖД). 15% инвестиций придется на собственные средства концессионера, остальное — займы.
Куратор региона
На
совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 27 марта обсуждался вопрос социально-экономического развития Республики Тыва. Глава правительства подчеркнул, что для ускоренного развития субъекта нужна реализация конкретных проектов для раскрытия внутреннего потенциала региона. «
Если говорить о Республике Тыва, то это известная железная дорога, которая должна позволить эффективнее осваивать минерально-сырьевые ресурсы, это целый ряд других проектов — строительство и терминала, и туристических комплексов», — заявил Медведев. По итогам совещания министр экономического развития
Максим Орешкин был назначен куратором социально-экономического развития Республики Тыва.