|
В 1976 году в город Барнаул уехала семья Лесниковых. Какое-то время коллектив государственного ансамбля "Саяны" был в растерянности. Но вскоре приезжает новый художественный руководитель, Григорий Максимов: высокий, седой, с усами, похожий на осетина. Говорили, приехал из Батуми. Ему было, наверное, за 60. Очень хороший хормейстер. По плану коллективу предстояли гастроли по Монголии (Улангом) и городам Украины.
Отработав в Улангоме семь дней, с 20 по 27 июля 1976 г., ансамбль 29 июля вылетел в Новосибирск, а на следующий день – в Донецк, на Украину. Коллективу там очень понравилось: красивый, чистый, зеленый город, фрукты и овощи на рынке стоят копейки. В Донецке отработали семь концертов. Зрители и организаторы гастролей принимали нас везде с большим радушием. Аплодисменты не смолкали.
Наш новый худрук разучил с хором две украинские песни. Когда концерт заканчивался, после вокально-хореографической композиции «Аъдым» хор без объявления начинал петь «Ой за гаем…» на украинском языке, зал взрывался аплодисментами и вставал. Мы допевали песню, а зрители продолжали аплодировать, иногда приходилось повторять песню на бис.
Григорий Максимов был очень доволен, а мы просто «таяли» от такого приема.
Отработали город Краснодон. Нам показали шахту, шурф, куда фашисты заживо сбросили молодогвардейцев. Целую неделю оттуда были слышны крики и стоны. Многие из нас плакали. Находясь под большим впечатлением от увиденного и услышанного, старались отработать свои концерты еще на более высоком уровне. Всего дали 23 концерта: в Донецке, Львове, Ивано-Франковске, Черновцах, Тернополе, Волочаевске, Виннице, Житомире, Краснодоне, Киеве, Полтаве, Ровно, Дубно.
27 августа ансамбль приезжает в город Ровно. Артисты, конечно, слышали о тувинских добровольцах. Всю дорогу говорили про город, который освобождали наши добровольцы.
Нас очень тепло встретил Иван Тимофеевич Кузнецов, Почетный гражданин города Ровно и Тувы. Во время войны он приезжал в республику и сопровождал тувинский отряд до Украины. Он рассказал про наших добровольцев, какие песни они пели, как воевали. Это были отважные, упрямые, храбрые, бесстрашные бойцы: кровь бежит, а в санчасть их отправить невозможно, перевяжут раны и тут же рвутся в бой. Каждого знал по имени.
Свозили ансамбль на ту сопку, которую они освобождали в Ровно. В селе Деражно побывали в музее тувинских добровольцев, где очень много тувинских экспонатов, личных вещей наших земляков. Побывали на улице Тувинских добровольцев. Было возложение венков на их могилах, в том числе старшего лейтенанта Сата Бурзекея. Артисты чувствовали гордость за земляков-ровесников. Ведь им было столько же лет, сколько и нам в то время.
Специально из Тувы в Ровно приезжал секретарь обкома партии Кужугет Сереевич Шойгу. С украинскими руководителями он побывал на нашем концерте, после выступил с речью и преподнес подарки, которые привез из Тувы: национальные инструменты и костюмы. Кужугет Сереевич был с нами до конца пребывания коллектива в Ровно и Дубно.
Ансамбль побывал на Украине еще не один раз, и всегда мы ощущали заботу о коллективе, внимание. Не это ли большая заслуга наших земляков, тувинских добровольцев, благодаря которым мы, потомки, имеем честь быть принятыми на высшем уровне. Спасибо им за все это еще раз, дай бог быть достойными их!
Но как меняется время! Другая жизнь, другие ценности...
Тогда стояли прекрасные летние дни, нас узнавали и приветствовали на улице. На рынке каждый старался угостить фруктами, спелыми арбузами. Приглашали к себе домой. И днем, и ночью гуляли по Киеву, по Крещатику. Сейчас, когда видим по телевизору Донецк, хочется плакать, не верится, что там рукоплескали тувинцам, что вместе пели тувинские, украинские, русские песни, не раз участвовали в фестивале «Киевская весна». Мы никогда не забудем гастроли по Украине.
|
|