|
С 11 марта по 27 апреля 2019 года у православных России
Великий пост. В Церкви шутят: если на Великий пост в семье завелся праведник,
все остальные становятся мучениками. Но почему обычно приветливые,
доброжелательные люди в пост превращаются в гарпий, фурий, церберов, достоверно
знающих, что если ты, в отличие от них, не постишься, то тебе точно гореть тебе
в аду? Как сделать, чтобы Великий пост принес пользу душе? А здоровью? Только
пользу, а не малокровие, усталость, обмороки? Стоит ли следовать публикуемым в
Интернете "Меню по дням в Великий пост"? И что с Интернетом, зачем на
все дни Великого поста нужно отказаться от соцсетей, или хотя бы не участвовать
в выяснениях там истины? Почему на телевизор наложено табу? А секс, интим, как
тут с воздержанием? И куда девать мужа, если ты решила поститься, а он ни в
какую и требует мяса, любви, внимания? Будем разбираться.
1.Великий пост, как и любой другой пост, делится
на пост телесный и пост душевный. Телесный пост - когда "когда чрево
постится от пищи и питья". Душевный - когда душа воздерживается от злых
помыслов, дел и слов. Эти два поста связаны. Пост телесный без поста душевного
- ничто, диета. Постясь телом, нужно поститься и душой. Воздерживаясь от мяса,"не кусай подобных тебе, не ешь людей"; не прикасаясь к животной
пище, "не "простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое";
удерживаясь от лакомства, "воздержи и язык свой от злословия, клеветы,
осуждения"; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы, брани, учил
святитель Тихон Задонский. Каждый, кто пытался, знает: это непросто, особенно в
Великий пост, когда что-то будто подмывает тебя, то съесть кусок колбасы, то
осудить того, кто ее все-таки ест. Иногда, кажется, что тебя просто подменили,
что ты стал не лучше, а хуже. Отчего так?
2. При любом телесном воздержании наше тело
- "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира,
утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. Святые
предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать
вредной и даже опасной, если существует само по себе. Если тело будет истончено
постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к
Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не
погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы отзывчиво
откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы
оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без
действенной помощи Благодати Христовой. А значит, начинать Великий пост надо с
прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения
благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого
своя мера, и брать надо по силам.
3. И тут принципиальный момент. Важно
понимать, зачем погружаться в Великий пост? В Интернете гуляет демотиватор:
"Христос не для того страдал и принял смерть на Кресте, чтобы я не ела колбасу". Да, не для этого.
Когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей
божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь
нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие,
Смерть. Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы
отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного
рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за
которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны,
нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для
нас значимо - это наша жертва, добровольная жертва Богу. И жертва эта должна
делаться из любви. И если последняя фраза кажется вам пафосной, давайте
вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку
- акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба, и уж тем более колбасы, не
нуждается. Но Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога
такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не
могу спасти тебя без тебя". То есть Бог человека любит, желает его
спасения, а вот сам человек...
"...их бог - чрево", - говорил
апостол Павел, и, думаю, каждому знакомо, как заботы, попечения о земном,
телесном не просто увлекают нас, отвлекая от Бога, но часто и искажают истинную
картину мира. Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы.Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно
осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в
ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут каждый мгновенно
вспоминает, кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - тоже своего рода
микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего
того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее
суть - потребности тела. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы
возвращаемся к Богу. То есть пост - это оживление человеком его отношений с
Богом. И отношения эти начинаются с покаяния. Поэтому Великий пост не пройти,
редко бывая в церкви.
4. И все же, что мы в Великий пост не едим?
Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели
рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить
никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не
следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть
разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста,
состояние здоровья, физических и умственных нагрузок. Миряне, то есть не монахи
и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником,
священником в храме, опираясь на здравый смысл. Самый распространенный вариант
пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.Ученые считают, что такое ограничение принесет здоровью только пользу.
Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники,
самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни
недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном
вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают
руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей
второй половины.
5. Есть один, главный критерий того,
правильно ли проходит твой пост. Святые учат: постясь, проверяй себя -
сохранилась ли в тебе любовь к людям,
даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у
тебя на глазах!
|
|