|
На прошлой неделе в Туве прошло крупное республиканское совещание, в работе которого принял участие довольно широкий круг участников. Депутаты Верховного хурала и Государственной думы, члены правительства республики, а также самые разные представители общественности и науки собрались обсудить тему благосостояния жителей Тувы после того, как на инвестиционном форуме в Сочи вице-премьер Татьяна Голикова назвала республику беднейшим регионом России.
Такая констатация довольно сильно задела самолюбие нации, которая, как отмечают некоторые специалисты, находясь в стадии «пассионарного толчка» переживает демографический взрыв, что естественно негативно влияет на показатели благосостояния. В то же время совещание, где было сказано, что органы статистики совсем не учитывают находящееся в личных подсобных хозяйствах рекордное для страны поголовье овец, пришло к выводу, что без преодоления транспортной изоляции проблему бедности Тувы не решить. Для чего надо развивать сеть автомобильных дорог и вернуться к проекту строительства железной дороги в республику.
Вызов с советских времен
«Реакция тувинского общества впечатляет, – сообщил директор агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов. – Двух недель не потребовалось для того, чтобы собрать довольно представительный форум для обсуждения темы, на глазах ставшей острой».
Как отметил эксперт, замалчивать проблему не имело смысла. «Но поскольку вопрос возник на федеральном уровне, глава Тувы пошел по самому разумному пути, – считает Андрей Кузнецов. – Сначала надо было проанализировать проблему, а потом понять алгоритм ее решения. Во всяком случае, региональной власти нужно было попробовать нащупать все возможные и доступные рычаги».
Региональные власти некоторое время пытались понять, в каком формате проводить мероприятие. Сначала его пытались представить как общественные слушания, но позже было принято решение обозначить его как совещание.
В нем должны были принять участие депутаты Верховного хурала республики, кабинет правительства Тувы, а также члены местной Общественной палаты. К ним должны были присоединиться депутаты Государственной думы, представители политических партий, а в качестве консультантов к обсуждению планировалось привлечь работающих в Туве ученых, а также известных общественников.
«Правильным стал отказ организаторов от пафосных попыток назвать мероприятие конгрессом, – считает член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров. – Известно, что скромность всегда украшает, а само слово совещание придает случившемуся рабочий оттенок».
Своеобразным информационным поводом к созыву совещания стало заявление вице-премьера РФ Татьяны Голиковой. На полях Сочинского инвестиционного форума она назвала Республику Тува самым бедным регионом страны. И хотя сама вице-премьер из этого сенсацию не делала, но ее слова довольно обильно цитировались федеральными средствами массовой информации.
Наибольший широкий резонанс выступление Татьяны Голиковой вызвал в самой республике, где многие местные жители в соцсетях не скрывали обиды аутсайдерской позицией республики. В Туве разразилась общественная дискуссия, суть которой сводилась к тому, что статистика учета доходов населения несовершенна. Общий смысл обсуждения сводился к тому, что статистика не учитывает, что республика располагает огромным стадом овец, насчитывающим более полутора миллионов голов. Но оно большей частью находится в личных подсобных хозяйствах жителей республики, что никак не отражается в отчетах статистики.
В обсуждении проблемы не мог не принять участие глава Тувы Шолбан Кара-оол, который считается самым активным пользователем социальных сетей среди сибирских губернаторов. «Для Тувы бедность была серьезным вызовом еще с советских времен, но рыночные реформы только обострили ситуацию: в 90-е доля населения с доходами ниже прожиточного уровня превышала 80 %, – признал руководитель республики. – К настоящему времени республика сократила её почти вдвое – до 41 %. Тем не менее, конечно, на фоне остальных регионов Тува остается самой бедной».
«Проблема традиционна для тех республик, чьи предки испокон веков вели кочевой образ жизни, – отметил эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов, заметив, что аналогичная картина наверняка характерна для Бурятии и Калмыкии. – В ряде районов Горного Алтая также можно видеть владельцев многочисленных отар, у которых в собственности могут быть автомобили Toyota Land Cruiser».
Как отмечают эксперты, картина в республике за Саянами просто оказалась ярче, чем в других республиках.
«Тувинцев даже язык не поворачивается назвать малочисленным народом, –отметил Андрей Тихонов. – Говоря терминологией известного этнографа Льва Гумилева, тувинцы, чуть более века назад вышедшие из-под гнета Поднебесной империи, находятся в пассионарной стадии этногенеза».
Нация действительно растет стремительными темпами. С момента вхождения Тувы в состав России, который юридически был оформлен в 1944 году, численность тувинцев увеличилась в четыре раза. За три четверти века она выросла с 81 до 324 тысяч человек, что означает, что население стабильно прирастало в среднем 2 тысячами человек в год.
Прогресс в области здравоохранения также не смог обойти стороной республику. Только за последние десять лет показатели смертности в Туве сократились в 2 раза. Детская смертность вообще по сравнению с началом 50-х годов сократилась в 30 раз. Рост продолжительности жизни в республике сегодня составляет 66,3 года, что выше, чем это было в советский период (62,5 года).
«Демография – довольно капризная дама, – считает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. – Все без исключения богатые страны имеют отрицательный прирост населения. Но нигде вы не найдете, чтобы территория с высокой рождаемостью считалась богатым регионом».
Экономике нужен толчок
Глава Тувы Шолбан Кара-оол уже объявил, что республика не собирается отказываться от роста населения. «Считаю, что этот тренд нужно поддерживать, – отметил Шолбан Кара-оол в одном из своих блогов в социальных сетях. – Причем, за счет повышения качества жизни».
Прошедшее совещание, прежде всего, поддержало инициативу главы Тувы, предложившего начать борьбу за повышение жизненного уровня жителей республики с детального мониторинга, который должен быть даже в разрезе населенных пунктов. На его основе, по предложению Шолбана Кара-оола, планируется сформировать реестр граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В дальнейшем для каждой семьи предполагается выработать программу преодоления бедности, а комплексную республиканскую программу снижения уровня бедности будет разрабатывать Минтруд Тувы.
Глава Тувы принципиально не стал отказываться от слова «бедность», отметив, что серьезно рассчитывает на поддержку федерального центра, рассчитывая привлечь к исследованию благосостояния республики российских экспертов. Уже достигнута договоренность о проведении специального совещания у вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, которая первой на столь высоком уровне обозначила проблему республики. Предполагается, что результатом этой встречи станет создание рабочей группы, куда для методологического сопровождения войдут специалисты НИИ ВШЭ, Росстата и Минтруда России.
В то же время на совещании было констатировано, что реальных козырей для повышения благосостояния жителей у республики не так много. Доминирующей в Туве остается даже не столько сельское хозяйство, сколько ее подотрасль, связанная в животноводством. При всем богатство полезных ископаемых, зарытых в ее недрах, республика осталась одной из немногих, кто не успел вскочить на поезд индустриализации XX века. Только в 70-е годы здесь были построены два крупных комбината, но их жизнь прекратилась с распадом СССР.
Участники совещания не скрывали, что на развитии республики серьезно ограничивают инфраструктурные и транспортные ограничения, сильно сдерживающие конкурентоспособность региона. «Причина в том, что для Тувы неизменным остаётся главный фактор бедности – это, прежде всего, отсутствие железной дороги, – считает Шолбан Кара-оол. – Мы ведь Вами добились начала её строительства, но из-за экономического кризиса его пришлось свернуть. В итоге Тува так и осталась выключенной из экономического пространства России, а без железной дороги мы обречены на вечное отставание от других регионов по всем параметрам. И чем дольше изоляция, тем заметнее будет этот разрыв».
Впрочем, эксперты считают, что активное обсуждение проблемы бедности республики может стать новым катализатором строительства железной дороги.
«Нет худа без добра, – считает Егор Петров. – Если раньше в республики еще бушевали страсти о необходимости дороги, то теперь, похоже, эмоции должны логично поутихнуть»
.
|
|