|
2018 год мог бы считаться переломным для эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Туве, если отталкиваться от статистических показателей: снижение уровня заболеваемости туберкулезом за год составило 16,8 процента, смертности — 5,5 процента. Отмечено снижение больных на 80 человек. Однако главный врач Республиканского противотуберкулезного диспансера Аяна Арапчор с большой осторожностью относится к оценке ситуации и говорит, что о тенденции можно будет судить лишь года через три, при условии ежегодного стабильного снижения данного показателя.
— Противотуберкулезная служба при поддержке министерства здравоохранения и правительства республики предпринимает комплекс мер для, чтобы не допустить распространение туберкулеза. Первоочередное значение в этом направлении, конечно, имеет охват населения ФГ-обследованием: чем раньше мы выявим заболевание, тем раньше мы начнем лечить, а значит, тем меньше людей заразится. Не будем забывать, что туберкулез — заразное заболевание. В 2018 году впервые заболели туберкулезом легких 368 человек, из которых методом флюорографического обследования выявлено 69 процентов. Остальные — разными методами, в том числе постановкой проб Манту, Диаскин-теста. В предыдущие годы процент выявления ФГ-обследованием составлял около 60 процентов. Рост случаев выявления ФГ-методом обусловлен ростом охвата населения этим методом обследования. Здесь нужно отметить большую вовлеченность социальных служб, органов местного самоуправления в работу по привлечению населения.
Нам очень нужна поддержка со стороны местных администраций, социальных служб, волонтеров, поскольку важен охват людей, которые не проходили ФГ-обследование два года и более. Конечно, подвижки есть. В 2017 году по два года и более не проходили ФГ-обследование 3468 человек, в 2018 году эта цифра снизилась до 2427 человек. С учетом большой внутренней миграции населения поликлиниками города Кызыла проделана огромная работа по упорядочению учета тех, кто не проходил флюорографическое обследование в Кызыле. Таковых на начало нынешнего года оказалось 1057 человек.
В июне прошлого года в рамках приоритетного проекта министерства здравоохранения республики и благодаря поддержке правительства нам удалось приобрести две мобильных дезинфекционных камеры на базе автомобиля «УАЗ» для проведения заключительной дезинфекции в бактериальных очагах. За период с момента получения дезинфекционных камер проведено более 300 заключительных дезинфекций камерным методом. Заключительная дезинфекция камерным методом проведена также в четырех организациях на шести очагах. Со своей стороны, мы продолжаем работу по контролю за текущей дезинфекцией в бациллярных очагах, чтобы добиться выполнения полного цикла дезинфекционных работ.
Думаю, работа в этом направлении тоже существенно повлияла на наметившиеся тенденции. Тем не менее, я бы не торопилась делать выводы: надо продолжать планомерную работу и приложить все усилия для того, чтобы добиться закрепления достигнутых результатов.
— Аяна Делеговна, давайте для широкого круга читателей уточним. Бакочаги — это место жительства и работы больных заразными формами туберкулеза, а дезинфекция проводится в их жилище, правильно?
— Да, палочки туберкулеза весьма устойчивы к внешней среде. Если для уничтожения множества других инфекций достаточно проветрить помещение, постирать вещи обычными средствами, прогладить горячим утюгом, протереть поверхности и так далее, то туберкулезные бацилы могут жить подолгу. Недаром противотуберкулезные лечебные учреждения запрещены к эксплуатации в течение 50 лет после их освобождения. К сожалению, достаточно часты случаи, когда с одного очага регистрируются случаи повторного заражения. В 2018 году было 18 случаев заражения двух человек с одного очага и один случай — трех человек. Это как раз и свидетельствует о низкой степени настороженности и ответственности больных за безопасность близких людей. Если в семье кто-то заболел туберкулезом, ему следует лечиться в стационарных условиях до перехода в незаразную стадию болезни или же соблюдать все меры предосторожности, изолировать от других членов семьи, особенно детей, пользоваться отдельной посудой и бельем, стирать и обрабатывать белье больных отдельно от вещей других членов семьи, часто подвергать дезинфекции...
— Больные открытой формой туберкулеза могут лечиться амбулаторно?
— Конечно, нет. Хочу обратиться к тем, кто уклоняется от лечения. Вы должны осознавать, что подвергаете смертельной опасности самых близких и дорогих людей. Подчеркиваю, смертельной! Хотя, конечно, чисто гипотетически можно обеспечить безопасный для окружающих уход. Это могут позволить себе не только материально обеспеченные люди, но и очень ответственные, способные обеспечить еще и все условия для контроля лечения со стороны противотуберкулезной службы. Это требует не только немалых материальных затрат, но и большой самоотдачи, педантичности и чувства ответственности.
— Аяна Делеговна, мы знаем, что ставка сделана на хирургическую службу. Так ли это?
— Да, на хирургическую службу мы возлагаем большие надежды. В прошлом году нам удалось реорганизовать хирургическую службу с созданием единого хирургического блока: сделать ремонт, дооснастить оборудованием и инструментарием в полном соответствии с порядкам оказания медицинской помощи больным туберкулезом, организовать расположение операционных залов с соблюдением противоэпидемических нормативов. Внедрены новые виды высокотехнологичных хирургических операций, обучены специалисты. Хочется отметить, что с развитием хирургической службы, снижается количество больных с хронической формой туберкулезного процесса — фиброзно-кавернозного туберкулеза легких. Если на начало 2017 года таких больных было 401 человек, то на начало нынешнего — уже 342.
В прошлом году наши хирурги сделали две операции клапанной бронхоблокации, относящиеся к высокотехнологичным хирургическим операциям. Это дорогостоящая операция, для внедрения которой понадобились финансовые вложения: для обучения специалистов, приобретения клапанов. Для одной операции требуется минимум три клапана стоимостью 12 тысяч рублей каждый. Хорошо и с настроением потрудились хирурги Сылдыс Монгушович Мандаржап, Айдемир Алексеевич Кула, анестезиолог-реаниматолог Химикмаа Бопуяновна Ондар. Прооперированные пациенты хорошо себя чувствуют, но первые итоги можно будет подвести в марте, то есть через полгода после операции. Провести операцию — это далеко не все. После нее требуется также серьезное и длительное лечение. Разница в том, что бесперспективный больной получает шанс на полное излечение.
Следует также отметить труд врача-хирурга внелегочных локализаций Валентина Владимировича Сенди, которым внедряются современные методы хирургического лечения при поражении туберкулезом позвоночника, костей и суставов. В планах также внедрение эндоскопических операций. Вернулся после обучения Айдемир Алексеевич Кула. Планируем внедрить искусственный пневмоперитонеум, лимфотропное лечение…
В развитии нашей хирургической службы и противотуберкулезной службы в целом большую поддержку оказывает наш куратор — НИИ туберкулеза Сибири. Институт проводит для нас научно-практические конференции, мастер-классы, курсы обучения специалистов, принимает наших больных для лечения на своей базе.
Проявили заинтересованность в исправлении эпидемиологической ситуации в Туве и в Центре фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний при Министерстве здравоохранения России. Заключено соглашение с достаточно амбициозными задачами. Это, к примеру, полное обнуление заболеваемости туберкулезом в административных территориях с низкими показателями. Начнем пока с одной территории. Принят алгоритм действий. Конечно, для этого потребуется не один год. Но современные технологии и поддержка солидных организаций позволяет нам быть более смелыми в постановке задач.
— Здорово! Ваши планы тянут на сенсацию!
— Да, это очень амбициозная задача. Конечно, одолевают и сомнения. Но соглашение заключено и по принципу «глаза боятся, а руки делают» мы начали работу. Конечно, нам очень нужна поддержка, корпоративная сплоченность и поддержка со стороны общественности, межведомственное взаимодействие.
— Судя по соцсетям с корпоративной сплоченностью не все так гладко. Жалобы, проверки…
— Да, непростая ситуация создалась по поводу приведения оплаты труда в соответствие с МРОТ для всех работников. Но до конца 2018 года нам удалось произвести перерасчет и выплатить зарплату в полном объеме. Это объемная работа, которая потребовала больших усилий. Понимаю нетерпение людей, всем хотелось получить перерасчет, дополнительные стимулирующие выплаты. Но, как пояснил минздрав, стимулирование дополнительными выплатами проводится за особое усердие, достижения в работе в соответствие нормативно-правовым документам и решению комиссии. Тем не менее, недовольных оказалось немало, пришлось пережить многочисленные проверки, которые до сих пор еще продолжаются. Это, конечно, изматывает, создает нервозность, что не способствует результативности работы, но надо также понимать, что любой опыт подковывает. Планы не отменяются…
— Спасибо, за обстоятельные ответы. Желаем Вам и коллективу успехов, осуществления планов!
|
|