|
Иногда, чтобы выйти на правильную дорогу, приходится немного поблуждать.
Так случилось и с Андреем Неверицким.
Шагонарский мальчик с русским именем, польской фамилией и загадочной азиатской внешностью после школы отправился в киргизский Бишкек за… дипломом специалиста финансовой сферы. Отучился в Киргизии. Вернулся.
Минуло восемь лет, и знаем мы его сегодня как начинающего, но – уже весьма успешного… дизайнера. Ни дня своей жизни Андрей не потратил на работу с цифрами. А ведь после Киргизии он чуть было не повторил экономическое образование в Тувинском госуниверситете…
* * *
2018-й год закончился для Андрея триумфально. С группой своих юных моделек парень съездил в Москву на статусный евразийский конкурс национального костюма «Этно-Эрато», откуда вернулся с победной статуэткой. Фонд поддержки предпринимательства минэкономики Тувы, который организовал и спонсировал выезд наших ребят, не ошибся: в номинации «Лучший этнический сценический костюм в действии» они получили первое место.
– В действии – это значит, в общей концепции показа, – поясняет Неверицкий. – Допустим, возьмём одну из моих коллекций, «Улуг-Хем неугомонный». В ней девять нарядов – это девять сёл Улуг-Хема. На одном из платьев, к примеру, гора Хайыракан обозначена вышивкой, бусами; и так – все сёла с их достопримечательностями. Десятый наряд – Шагонар, одиннадцатый – собственно район. Вот и представьте себе: звучит музыка, начинается выход. По восходу солнца первое село – Ийи-Тал, этот наряд и выходит первым. У модели свои движения, она показывает своё действие. Потом выходит Хайыракан – и так далее. В конце появляется главный наряд – это Улуг-Хемский район. Все вместе – это сила. В этом – смысл показа, посыл, заключённый в каждом отдельном костюме и в общей концепции.
Андрей Неверицкий – руководитель шагонарского театра моды и костюма «Он-Кум», который в прошлом году громко заявил о себе в Кызыле, выступив в национальном театре с оригинальным музыкально-хореографическим спектаклем «Дангына Ай-Кыс». Музыку и слова к произведению написала улуг-хемский композитор Вилория Шожукпан, режиссёром выступила директор Шагонарского ДК Алёна Донгур-оол, актёрами – простые шагонарцы, а также местные мальчишки и девчонки, которых собрал вокруг себя дизайнер и хореограф Неверицкий.
Воспитать детей сценой – такую непростую задачу поставил он перед собой.
* * *
Выбирая после школы профессию, Андрей руководствовался исключительно практическими соображениями. Юноша исходил из того, куда его возьмут с его результатами ЕГЭ. Жил он с бабушкой, матери в живых уже не было, отец – художник-оформитель, заехавший в Туву в начале 80-х, да так и осевший на стройке нового Шагонара, – деньгами богат не был. Так что распоряжался своей судьбой Андрей самостоятельно. Приехали вместе с другом в Кызыл, поселились у знакомых в дальнем Каа-Хеме и каждый день рано утром ходили в город узнавать, какие появились бюджетные места. Андрей с детства мечтал стать хирургом, но путь в медицину результаты экзаменов ему отрезали. Выбирать оставалось между чем-то гуманитарным или математическим. Так он и выбрал – финансовую специальность в вузе ближнего зарубежья.
Отучился честно. Сейчас говорит, что знания, которые он осваивал целых пять лет, так ни разу ему и не пригодились. Зато была мощная языковая практика, общение со сверстниками из разных уголков мира. Ну и… танцы. Хореографией парень увлёкся ещё в Шагонаре – чтобы организовать свой досуг. В составе танцевального коллектива в школьные годы выступал на разных конкурсах, побеждали даже на республиканском «Стартинейджере». Благодаря этому, кстати, съездил в «Океан», вернулся окрылённый и полный желания расти и реализовываться на сцене.
Тогда этого не получилось.
Андрей решил, что надо быть благоразумным и выбирать надёжную профессию.
Пока учился в Бишкеке, в Туве скончался отец, а через год – старшая сестра.
Андрея эти потери здорово подкосили: помощи больше ждать было не от кого. Оставшиеся родственники чётко дали понять, что пришла пора обеспечивать себя самостоятельно.
Кое-как пережил навалившееся. Спасало творчество: с несколькими одногруппницами ставили танцевальные номера, представляли Туву.
Так и доучился.
* * *
В Туве поджидал новый сюрприз: выяснилось, что диплом киргизского государства в России надо ещё подтверждать – ехать в Москву, что-то сдавать. Андрей тогда решил вместо этого поступить в ТувГУ и уже здесь получить экономическую специальность.
Поступил.
Учёбу снова скрасили танцы: Андрей стал заниматься в танцевальной студии Елены Уйнук-оол. А летом, когда наступила каникулярная пора, Елена Сергеевна привела Андрея в театр танца и костюма «Эдегей». Она занималась с эдегейчиками, а Андрею предложила поработать там в летнем лагере.
Так восемь лет назад совершенно случайно Неверицкий оказался на территории нового, неведомого ему дотоле мира. Мира, о котором он давно уже грезил, не осознавая этого.
Когда летний лагерь закрылся, Андрея не отпустили из театра. Ему предложили постоянную работу. И парень, который чувствовал, что идёт куда-то не туда в своём образовании, а вместе с тем остро нуждался в деньгах, с благодарностью согласился.
Остался в «Эдегее» Андрей аж на шесть лет. Университет бросил сразу же, как только окунулся в работу. Совмещать не получилось: 24 часа в сутках Андрей занимался театром. Эдегейчики много разъезжали по миру, а он отрабатывал с ними программы, которые они вывозили. Был он и педагогом-хореографом, и костюмером, и секретарём, и подмастерьем в швейном цеху, и даже иногда – техничкой.
А через шесть лет, в 2016-м, вдруг понял, что эту страницу в его жизни пора перелистывать. Вернулся на малую родину, в Улуг-Хем. Там его ждала квартира, которая осталась от отца. Там он был дома.
* * *
В Шагонаре Андрея сразу же пригласили на работу в местный Дом культуры. Предложили открыть при ДК модельное агентство и заняться его развитием.
Первый же набор подтвердил, что интерес к затеваемому мероприятию у местного населения высокий: набралась группа в 36 девочек.
Юных воспитанниц Неверицкий обучает тем же премудростям, что и в своё время учил городских девочек: модельной походке на каблуках, этикету. Занимается с ними фитнесом, хореографией, обучает искусству фотопозирования и видеосъёмки. Кроме того, много беседует с подростками и даже рукодельничает вместе с ними.
Только приступив к работе, Андрей понял, что теперь ему мало учить девочек быть моделями. Их надо ещё – одевать и показывать, как это происходит в модельном мире. Кстати, ещё в «Эдегее» Андрей брался за карандаш и рисовал кое-какие эскизы – однако старшие наставники оценивали их критически, и он это дело бросил. Здесь сомневаться в себе не приходилось. И он снова сел за бумагу.
Первая коллекция родилась за неделю.
Потом, с малыми перерывами, появилась вторая, третья, четвёртая… Через четыре месяца после своего открытия модельное агентство города Шагонара уже приглашало зрителя на отчётный концерт – дефиле, где местные девочки, совсем недавно ещё и не помышлявшие ни о чём подобном, должны были шагать по сцене и демонстрировать наряды, придуманные местным дизайнером.
– Я хотел показать людям, – объясняет Андрей, – что девочки из района могут преподносить себя не хуже, чем это умеют делать в городе. В Шагонаре, честно признаться, меня шокировало, как ведут себя девочки-подростки: не хуже мальчишек и матерятся, и пинаются. Поэтому я с радостью принялся за работу. Первые мои 36 воспитанниц были преимущественно спортсменками: играли в волейбол, баскетбол, футбол. Таких поставить на каблуки очень сложно. Два месяца они ходили кое-как; на третий шаг их стал более уверенный, а на четвёртый мы уже объявили концерт.
…Показ прошёл успешно. Модельное агентство сразу же заприметили и наперебой приглашали на разные мероприятия. Сначала в Улуг-Хеме, потом и в Кызыле. Весной 2018-го коллектив получил свою первую награду от министерства культуры республики. Приглашали уже на статусные республиканские мероприятия, где требовалось придать колориту: целая толпа хорошеньких, одетых в одинаковые этнические костюмы девочек исполняла красивые, завораживающие хореографические композиции, встречала высоких гостей. Андрей, по своему обыкновению, с благодарностью принимал каждое приглашение: он считает, что эти выезды, культурные мероприятия, очень важны для становления его воспитанниц.
В прошлом же году модельное агентство «Он-Кум» было переименовано в театр моды и костюма и получило грант на развитие. Деньги пошли на постановку спектакля, а также на пошив сценических нарядов и пяти дизайнерских коллекций.
Глава республики, которого персонально приглашали на премьеру спектакля в музыкально-драматическом театре, по достоинству оценил творческое начинание и распорядился, чтобы в Шагонаре построили новое специализированное здание для онкумовцев: хватит уже ребятам ютиться в фойе местного Дома культуры. Они заслуживают своего, достойного, места под солнцем.
… Впереди у Андрея Неверицкого и его воспитанников – очередной отчётный концерт, повтор спектакля в муздрамтеатре, поездка в «Океан» и на открытие универсиады в Красноярск, постановка нового спектакля... Но самое, наверное, волнительное, это грядущее путешествие в Европу. Юные модельки готовят загранпаспорта: в конце апреля Андрей повезёт их на конкурс в Париж.
– Сейчас я работаю над тем, чтобы мои мальчишки и девчонки учились рано вставать, всё планировали, никуда не опаздывали, – рассказывает Андрей. – Самодисциплина, ответственность – это стержень успеха.
Мечтает Андрей о том, что, когда будет построено здание театра, а он обретёт, наконец, надёжных помощников, – он сможет открыть филиалы театра «Он-Кум» и в других районах республики. Детям Тувы, уверен он, это нужно.
– Я терпеть не могу, когда на улице ко мне пристают: дай сигарету, дай пять рублей… Стараюсь этого не замечать, – сетует дизайнер. – К сожалению, в районах молодёжь привыкла каждый день видеть нетрезвые лица, ежедневные криминальные новости превратились для них в норму. Я считаю, что так не должно быть. Детей надо учить культуре, воспитывать их красотой.
|
|