|
У тувинцев, как у других центрально-азиатских народов, ранее были очень популярны различные изделия, выполненные методом плетения из кожи, металла, шнура, волоса, шерсти. Это веревки, сбруя, пояса, пуговицы, навершия для шапки и другое. Плетеный плоскостной узор, переходящий в бахрому, использовали как украшающую часть изделия, например: табакерки, кошелька. Из всех бытовавших узлов, плетений наиболее загадочным для современников является навершие к тувинским головным уборам дошка.
Что такое дошка? Это плетение из круглого шнура округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. Дошка, плетенный из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно 1 см в диаметре) и используется в качестве пуговицы.
Дошка — не только узел. Это еще символ счастья, так как дошка — это узловой вариант тувинского узора «олчей удазыны» (в переводе — нить счастья). В этом можно убедиться, развернув узел на плоскости. Да и каждый мастер, изготавливающий этот шарик, наверное, отмечал сходство сплетаемого узла с узлом «нить счастья». Этот узор иначе называют «бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами: вечность жизни.
В дошка может вноситься и религиозно-философский смысл. Согласно буддийской символике, пришедшей в Туву из Тибета, узор «шриватса» (название дано на санскритском языке), аналогичный тувинскому узору «нить счастья», означает бесконечную любовь ко всем живым существам.
Мы видим, что просмотренные три символа по смыслу очень близки. Очевидно, что дошка в одежде становится пожеланием носителю одежды счастья, долгой благополучной жизни.
В виде дошка делали не только пуговицы. С давних пор живет традиция украшать макушку головных уборов красным дошка. Как навершие шапки, он имел размер более крупный, чем пуговица. Для этого навершия не существовало возрастных и социальных ограничений. Исключение составляли состоящие на государственной службе феодалы, которые венчали головные уборы шариками из драгоценных и полудрагоценных камней (чинзе) в зависимости от чина.
Шапки самые разнообразные: остроконечные (шиш баштыг борт, оваадай борт), конусообразные (калбак борт), юртообразные или тюбетейкообразные (довурзак борт) оформлялись желанным навершием. В обычные дни надеть шапку без дошка было нормой. В торжественных же случаях было желательно надевать шапку с дошка. Поэтому при феодализме бедные араты, не имевшие выбора в праздничных и повседневных головных уборах, к шапке «калбак борт» в дни торжеств «прикрепляли сзади две красные ленты, к верхушке пришивали плетеную шишечку из красной ткани».
В старину наиболее популярными были дошка торжественного красного цвета.
Менялся ли смысл символа с изменением статуса дошка как навершия? Да. А почему? Голова (и макушка головы), подобно пазухе, одно из сакральных мест человеческого тела.
Необходимо также вспомнить, что тувинцы издавна с глубоким почтением относились к своим родителям и предкам. По отношению к ним не рождалось грубое слово, равнодушие к наставлениям. Имена взрослых назывались редко и очень деликатно. Бережно передавали из поколения в поколение духовный и практический опыт родителей, которых заслуженно считали наставниками, учителями. В народе говорили: «Наказ отца запоминай, слова матери уважай» (тув.: «Ада созун ажырып болбас, ие созун ижип болбас»), «Без отца — полусирота, без матери — круглый сирота» (тув.: «Ада чокта чартык оскус, ие чокта будун оскус»). Общеизвестно, что на самом почетном месте в юрте находится алтарь и сидит отец.
Есть сведения, что дошка — символ трехлепесткового пламени, олицетворяющий единство трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. А начало силы этого единства в духовной мудрости и силе родителей. Поэтому, когда алтарь мысленно переносится на макушку головы, туда же переносятся образы матери, отца.
Исходя из вышеописанного, можно заключить, что дошка — навершие — дополняется символами духовного наставника, родителей и предков. И становится символом со множеством значений: счастья, долголетия, любви ко всем живым существам, почитания родителей, предков, наставника, преемственности поколений. Вероятно, не каждый, кто носил шапку с навершием дошка, помнил все эти значения. Но то, что большинство людей придавало значение одному или двум символам, это безусловно.
Наиболее состоятельные люди обшивали дошка бисером, которым покрывали навершие полностью. Старые люди вспоминают, что применяли красный коралловый бисер. Возможно, использовали бисер из других природных камней: бирюзы, жемчуга и так далее. Подобное изделие, выполненное в советское время из светло-зеленого стеклянного бисера, можно наблюдать вместе с женским головным убором в фонде Тувинского Национального краеведческого музея им. 60 богатырей.
В начале ХХ века перестали иметь силу ханские, княжеские и чиновничьи знаки различия на головных уборах, крупные шарики из серебра, меди, драгоценных и полудрагоценных камней: рубина, бирюзы, коралла, хрусталя. Теперь они легко заменяются узлом дошка из ткани разного цвета: красного, зеленого, белого, серебристого и так далее.
При изготовлении дошка-навершия многие мастера стараются соблюсти следующие пропорции: верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Считается, что если выступ сделать длиннее, то обнаружится диспропорция, нарушится гармония.
В последнее время наблюдаются случаи, когда украшают двумя белыми бусами верхний выступ дошка по бокам. Придается ли особое значение этому — неизвестно. Возможно, так выделяются символы матери и отца. Тогда идеально соответствующим символу будет подбор крупного речного жемчуга, популярного в формировании восточного костюма издавна и известного как знака драгоценности.
Использование узла дошка в традиционной одежде встречается также в культуре бурятов и монголов.
|
|