Кроме того, по словам министра, сейчас ведомство готовит законодательную инициативу, меняющую порядок подбора приемных родителей. Особенно остро этот вопрос встал после того, как в нескольких семьях произошли трагические случаи.
- Мои коллеги буквально в тот же день оказывались на местах, где это происходило. Вывод сделали неутешительный: подбор будущих приемных родителей шел очень небрежно, - рассказала Ольга Васильева. - Поэтому мы его ужесточим, ужесточим здорово. Изменятся требования к кандидатам на высокое звание родителя, требования к психологическому обследованию этих людей. Это первое предложение, которое нами будет внесено. Кроме того, мы выносим законодательное предложение о сокращении числа одновременно усыновляемых или передаваемых под опеку детей. Сейчас у нас действует норма до восьми детей. Но семья - не детский сад и не семейный детский дом. Обе эти формы - замечательные, но семья - это все-таки другая история.
Ольга Васильева также подчеркнула, что всем мамам и папам, особенно с малышами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужна усиленная поддержка по нескольким направлениям: психологическая, педагогическая, юридическая, медицинская, материальная... Для этого в рамках национального проекта "Образование" будут создаваться центры психолого-педагогической помощи родителям. Почему это так важно? Потому что именно в раннем возрасте, когда малыш еще не пошел в детский сад, у него складывается основной каркас личности. И всю ответственность тут несет именно родитель.
Что касается детских садов, то тут ситуация из года в год лучше. Практически во всех регионах дети от трех до 7 лет устроены в детсады. При этом в рамках нацпроекта в 82 регионах должно быть построено 729 детских садов. Значительное количество мест в них будет отведено под ясельные группы - то есть для детей от двух месяцев до трех лет. Школы тоже будут строиться: по планам, к 2024 году должна быть полностью ликвидирована третья смена, к 2025-му - и вторая.
- За два года мы построили 146 школ. Это примерно 11 600 мест, и мы считаем, что темпы строительства могут быть даже чуть выше, - рассказала Ольга Васильева. - Но вместе с инфраструктурой, которая является основой, мы будем развивать и качество образования. Мы много сделали для создания единого образовательного пространства, были сформированы и приняты предметные концепции по истории, русскому языку и литературе. На очереди - обществознание, география, физическая культура, искусство, ОБЖ... Надеюсь, они будут приняты на ближайшей коллегии ориентировочно в конце октября.
О чем еще шла речь? Например, о том, что школьная форма "не должна быть очень высокой по цене", об отказе от пятерок и двоек. По мнению министра, отказ от традиционной для России пятибалльной системы сейчас "вряд ли необходим". А вот что реально ждет школу - это масштабная цифровизация, причем как техническая, так и содержательная. Готовится к запуску проект Российская электронная школа с виртуальными уроками, библиотеками, музеями, лабораториями... Причем предназначен этот проект, в первую очередь, для педагогов, которые в рамках федерального проекта "Учитель будущего" должны пройти переподготовку.
- Я никогда не скажу, что мы пытаемся заменить письмо клавиатурой: такого никогда не будет, - подчеркнула Ольга Васильева. - Финляндия, которая пошла по этому пути, в прошлом году вновь вернулась к мелкой моторике. Мы прекрасно понимаем, что без нее развитие малыша вряд ли возможно.
Кстати, согласно последнему международному исследованию PIRLS, которое позволяет узнать уровень и качество чтения четвероклассников, Россия опережает абсолютно все страны. В том числе Финляндию, Сингапур, Гонконг... Однако уже к 9-му классу ситуация меняется кардинально и, к сожалению, не в лучшую сторону. Согласно другому международному исследованию - PISA (проводится среди 15-летних учеников) - по уровню функционального чтения, то есть по умению понимать, анализировать текст мы находимся примерно на 34-36-й позиции в мире.
- Почему в четвертом классе мы читаем прекрасно, а в 9-м классе уже никак? - продолжила Ольга Васильева. - Когда мы встречались с директором департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреасом Шляйхером (автор PISA. - Прим.ред.), то первое, что он сказал, - это что в 1986 году Россия занимала по функциональному чтению первое место в мире. И у нас есть все предпосылки, есть возможности, чтобы вернуть потерянные за 30 лет навыки, чтобы войти в 10 сильнейших образовательных систем мира. Но для этого придется очень серьезно поработать на этапе перехода от начальной школе к средней.
В каждом регионе будут создаваться центры психолого-педагогической помощи мамам и папам
Есть и другой важный момент. Международные эксперты, которые работали с нашими детьми, заметили, что они неохотно работают в команде и не радуются успехам друзей, одноклассников. И с этой точки зрения очень важна вторая цель, поставленная в нацпроекте "Образование", - воспитание гармонично развитой личности на основе культурных традиций. Как эту личность развивать? Тут важна не только школа, которая, по словам Ольги Васильевой, должна стать "домом и местом, которое любишь". Важна работа по дополнительному образованию, по выявлению и поддержке талантливых детей.
Вот сухие цифры: в России уже работают 53 детских технопарка "Кванториум". В этом году планируется построить еще 32 технопарка. А цель на 2024 год - чтобы "Кванториум" появился в каждом городе с населением в 60 тысяч человек и более. Кроме того, в каждом регионе должны появиться центры для талантливых детей, где дети будут обучаться и развиваться посменно в течение года. Сколько все эти изменения будут стоить? По словам министра, в рамках нацпроекта регионам уйдет примерно 390 миллиардов рублей (в виде межбюджетных трансфертов). 43 млрд должны будут привлечь сами регионы и 15 млрд - из внебюджетных источников.