Снижение количества выездных проверок связано с изменениями, произошедшими в концепции планирования проверок и стратегии проведения выездных проверок ФНС России, а также в соответствии с политикой государства, направленной на снижение административной нагрузки на бизнес.
За последние три года наблюдается снижение в количестве проводимых налоговых проверок в отношении всех категорий налогоплательщиков - организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Так, если в 2015 году было проведено 140 выездных налоговых проверок в отношении юридических лиц, то в 2016 году количество проверок снизилось до 111, или на 20,7 процентов, а в 2017 году проверками охвачено всего лишь 46 налогоплательщиков.
В то же время при снижении количества проверок и доначисленных сумм в отношении юридических лиц, наблюдается рост эффективности проводимых мероприятий налогового контроля, или сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку юридических лиц в 2015 году составляла 2,8 млн рублей, то в 2016, 2017 годах данный показатель составил 3,3 млн рублей и 4,4 млн рублей соответственно, или рост составляет 15 и 36 процентов.
За 1 полугодие 2018 года проведено 45 выездных налоговых проверок и дополнительно доначислено 74,4 млн. рублей, в том числе по 16 юридическим лицам доначисленная сумма составила 54,3 млн. рублей.
Выездные налоговые проверки назначаются только на основании проведенного отбора в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Данный отбор производится с учетом 12 общедоступных критериев. В соответствии с основными целями и принципами Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения:
- о занижении полученных доходов;
- о завышении произведенных расходов;
- об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Кроме того, с 19 августа 2017 года начала работать статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет, какие именно действия налогоплательщиков являются недобросовестными. В частности, недопустимо искажать данные об объектах налогообложения или создавать формальный документооборот с контрагентом для получения налоговых преимуществ.
Таким образом, выездная налоговая проверка назначается только на основании скрупулёзного анализа деятельности налогоплательщика.
Обращаем внимание, что планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс. Налогоплательщики самостоятельно могут оценить вероятность проведения в отношении них налоговой проверки на основе общедоступных критериев риска, ознакомиться с которыми можно на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» http://www.nalog.ru/rn17/taxation/reference_work/conception_vnp.
|