Суббота, 20 апреля 2024 г. 11:17 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и Вечностью
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и Вечностью

Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и ВечностьюЖенщина в азиатском платье поет без слов, расстелив на полу листы китайской рисовой бумаги. Она отламывает квадратики шоколада от обычной плитки и рисует ими, не переставая петь. В голосе слышны то звуки дикой тайги, то ветер над степью, то потусторонние послания духов, призванных шаманом. На листах возникают условные лица и фигуры. Вот вроде бы отдыхающий рыцарь, на которого с небес взирает то ли похожий на зверя Бог, то ли дьявол… Женщина творит не только голосом и руками, но и всем телом, в какой-то момент простираясь на бумажных листах, словно живой рисунок.

Это перформанс тувинской певицы, художницы, акционистки Сайнхо Намчылак «Ура! It`s happening!», состоявшийся в день открытия выставки «Хор меня» в галерее «Борей». Выставка не является художественной выставкой в обычном смысле слова, это соединение визуальных образов, голоса (возле каждой выставленной работы смонтирован динамик, транслирующий пение или мелодекламацию Сайнхо), электронной музыки. В день открытия в этот «коктейль» влились и особые ароматы востока — гостей приветствовали мастера чайной церемонии, представители московского Чайного Дома «ДАО». В течение Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и Вечностьюнескольких вечеров — до 11 июля, по вечерам, посетители выставки смогут не только смотреть на картины, но и вживую наблюдать процесс творчества, слушать голос певицы, сплетенный с музыкой разных исполнителей.

«Когда я пою, я стараюсь довести до автоматизма обе линии — и звук, пение и сам процесс движения, когда делаешь рисунок, — рассказывает автор. — Я не планирую, что я сейчас сделаю, какая-то ассоциация возникает, а параллельно я еще и думаю, как я пою. Три-четыре мысли параллельно».

Если говорить о выставленных работах Намчылак, то по отдельности и в отрыве от ее пения и поэтических текстов — автор поет и декламирует свои стихи на трех языках: русском, английском и тувинском — они, пожалуй, не представляют собой чего-то необычного и примечательного. Впрочем, в них тоже заметен общий замысел — соединение вечного, древнего и современного, даже сиюминутного и суетного. Здесь и размышления автора о проблемах китайского общества, в которое проникли элементы капитализма — их олицетворяют хищные крокодильчики и акулы, дописанные на вполне мирных работах неведомых копиистов из Поднебесной. Фальшивые алмазные зубы во рту улыбающегося человека с копии картины Ю Минджуна, — по словам Сайнхо они символизируют эпоху гаджетов и сэлфи. Икона, бутылка водки и фигура милиционера — вечные противоречия Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и Вечностьюроссийской жизни, где присутствуют то гульба, то мольба с одинаковой фанатичной истовостью, а милиционер — не просто страж порядка, но и персонаж мифологии. Здесь же рядом — скуластое лицо азиатской женщины и каллиграфически выписанные тибетские мантры. Три очень похожих цветных силуэта мужской и женской фигур от пояса и ниже — то в теплых, то холодных и контрастных тонах, то с наложенным на них флагом Евросоюза тоже говорят о вечных творящих силах и соблазнах, о рабстве и стремлении к свободе, о чаяниях сегодняшнего дня, о страхе людей перед компьютеризованно-андроидным будущим. Эти фигуры нарисованы мукой, что можно воспринять как намек на мУки страсти, несвободы и обезлюбливания, а также подчеркивание чего-то земного, материального — как и шоколад или красное вино, которые использует Сайнхо в своих перформансах вместо красок. Кстати, можно задуматься об уместности рисования едой именно в Санкт-Петербурге, где память о ленинградской блокаде все еще сильна. Впрочем, автор с начала 90-х живет в Австрии, где такие материалы не вызывают болезненных воспоминаний и ассоциаций.

Сайнхо родилась в Туве, в маленьком таежном поселке. В судьбе ее семьи прошлое так же тесно переплелось с современностью, как ее пение — с электронной музыкой. Предки ее были кочевниками, а отец — одним из первых в республике политических тележурналистов. Народному горловому пению Людмила (таково настоящее имя певицы) научилась от бабушки. Мир открыл для себя это древнее искусство только в конце 80-х, на сцене с ним обычно выступали мужчины. Сайнхо была первой женщиной, не только начавшей выступать с пением в стиле хоомей, но и отважившейся обучать ему всех желающих и Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и Вечностьюсоединять древние напевы с джазовыми и электронными мелодиями.

Широту своих художественных поисков она объясняет тем, что родилась в местах, где всегда бок о бок жили представители разных народов и рас, а климат был настолько суров, что людям приходилось куда больше думать о том, как вырастить скудный урожай летом и не замерзнуть зимой, чем о том, к какой расе или вере принадлежит тот, кто живет с тобой рядом. Впрочем, выступая на Западе, певица больше работает в современных музыкальных стилях, но и там она не теряет связи с глубинными корнями, основывая свое творчество на прикосновениях к чему-то за пределами обыденности. Впрочем, Сайнхо признается, что «озарения в духе дзен-буддизма» чаще посещают ее дома, в одиночестве, чем во время перформансов или концертов. Такие озарения она считает самой ценной частью творчества.

«Озарение не приходит в конкретной форме — пластики движения, звука или слова, цвета, какой-то картины. Идея появляется сама по себе в такой что ли абсолютной своей форме — бессловесной, без цвета, без формы, без картины. Это потом уже заключается основная работа всякого артиста, писателя, художника, режиссера — суметь сделать такую форму, которая читалась бы на человеческом языке, трансформировать это правильным образом. Порой попросту ощущаешь необходимость что-то выразить».

В своем творчестве Сайнхо пытается соединить сознательный, почти научный, эксперимент с интуитивным постижением иной, Хор голосов Сайнхо Намчылак: между Европой и Азией, мигом и Вечностьювысшей реальности. В детстве у нее был опыт зримого восприятия непостижимых логикой явлений — в странных «плазменных» формах над постелью спящего человека, в тенях и силуэтах, сквозящих в мареве над степью. Сегодня творчество для нее — это синтез сознательного, логического и подсознательных, иррациональных пластов, чего-то доставшегося от предков.

«Для меня это интересная лаборатория, в которой я ищу, пытаюсь нащупать в себе те уголки сознания, которые не всегда задействованы, на которые я не обращаю внимания в процессе современной жизни. Лаборатория, в которой я все еще продолжаю что-то искать, чтобы понять, по-новому ощутить, что такое божественность природы внутри и снаружи, что такое многомерность в двухмерном пространстве рисунка, раскрыть это через трехмерность пения. Ведь шаманские наскальные рисунки делались кровью животных, там была мистическая связь с божественностью природы, обращение к космосу большому, было разделение на Верхний и другие миры».

В настоящее время в России идет работа над выпуском виниловой пластинки, где голос Сайнхо Намчылак будет соединен с электронной музыкой отечественных исполнителей. Сейчас проект находится в стадии сведения. Средства на выпуск пластинки собираются при помощи краудфандинга на портале planeta.ru

REGNUM.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 25.04.2024: Городской отборочный тур конкурса юных исполнителей хоомея "Сарадак-2024". Начало в 13 ч (Арт-центр "Найысылал", ул. Калинина, д 2б, Кызыл, Тува)

2) 26.04.2024: ДИКТАНТ ПОБЕДЫ

3) 27.04.2024: Республиканский спортивно-художественный праздник «Согунналган сыгыдымны», посвященный присвоению звания "Народный хоомейжи РТ" Артуру Дамдын-оолу: конкурс среди исполнителей хоомея, в стрельбе из лука. (Стадион им. Тувинских добровольцев, с. Чаа-Холь, Чаа-Хольский кожуун, Тува тел.: 89835163197 - Адыгжы Кузен-оолович, 89991792095 - Артур Сергеевич. e-mail: ctyva@yandex.ru)

4) 29.04.2024 - 04.05.2024: XIX Международная выставка-ярмарка «СОКРОВИЩА СЕВЕРА - Мастера и художники России - 2024» (55 павильон ВДНХ, Москва)

5) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

6) 07.05.2024: День Связи

7) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

8) 10.05.2024 - 12.05.2024: Республиканский турнир по вольной борьбе памяти тренера Альберта Александровича Ооржака (Спортшкола г. Ак-Довурак, Тува тел.: +7(901)1376795, +7(923)3882338)

9) 11.05.2024: Юбилей известного тувинского историка Рамиля Харунова (Тува)

10) 29.05.2024: 95 лет (1929-2003) со дня рождения Валерия Севилбаевича Шаравии, поэта, журналиста, главного редактора газеты «Шын» (1971-1989 гг.) заслуженного работника Республики Тыва (Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования