|
С 22 по 24 июня в Кызыле пройдет седьмой по счету Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей» (назывался до этого «Хоомей — феномен культуры народов Центральной Азии»). Команда во главе с доктором искусствоведения Зоей Кыргыс, руководителем международного центра «Хоомей» в Туве, готовит встречу днем и ночью. И это не фигура речи, а реальность. Большой праздник всегда ждут с нетерпением в разных уголках мира. И едут на него в центр Азии.
Напомним, шестой форум проходил в июне 2013 года. Тогда приезжал американец Теодор Левин, пропагандист и поклонник уникального искусства в Западном полушарии, которому торжественно вручили медаль РТ «За доблестный труд». Среди коллективов лучшим стал «Алаш», а у солистов Гран-при получил Монгун-оол Ондар, который такой награды удостоился на первом симпозиуме в 1992 году.
Кто на этот раз покажет себя во всей красе, скоро узнаем. Вполне возможно, среди лауреатов мы снова увидим финнского хоомейжи Микку Хейкинпойку Ньювонена, чью заметку мы предлагаем вашему вниманию.
«Мне не довелось родиться тувинским хоомейжи, и мне никогда им не стать. И вряд ли когда-нибудь у меня получится исполнение хоомея на таком же хорошем и аутентичном уровне, как у людей, родившихся непосредственно в этой культуре и выросших в этой среде. Впрочем, через практику и в процессе его естественного постижения это искусство стало для меня вдохновением на мое собственное видение на это искусство.
Горловое пение вызывает определенный интерес и у педагогов вокала, поскольку связано с укреплением голосовых возможностей. Практикуя горловое пение, я стал замечать, что мой голос стал сильнее. Благодаря хоомею, мой голос приобрел силу, а его тембр стал богаче. Многих педагогов по вокалу наверняка бросило бы в дрожь от моих упражнений с голосом, если бы они это увидели, как я старался подражать за тувинскими исполнителями хоомея, которые практикуют это пение с детства. Для некоторых мои упражнения могли показаться даже экстремальными, однако мне хотелось продолжать заниматься и заниматься этим, что в некоторой степени сравнимо с физическими упражнениями.
Казалось, что нужно было задействовать голос до его пределов, чтобы добиться результатов. Мне было интересно, так как, не имея представления, что нужно делать, или каким образом это происходит, можно сломать голос. Процесс занимает достаточно много времени и усилий для овладения им. И этому невозможно научиться только через объяснение о технике исполнения. Певец должен тренировать свой голос, как спортсмен, поднимающий тяжести. Лучше не начинать поднимать тяжести без подготовки, это чревато.
Даже в том случае, когда я не собираюсь использовать горловое пение в моей музыке (что я делаю иногда с большим удовольствием), мне по-прежнему необходимо репетировать, чтобы придать голосу особый тембр. Горловое пение способствовало тому, что теперь мой голос приобрел приятный сочный тембр, и направило меня на исполнение вокальной техники Йойк, являющейся частью традиционного песнопения саамов, коренных народов Северной Европы. Саамы, занимающиеся оленеводством, исполняют очень низко гортанное горловое пение. С помощью гортани они исполняют свое пение и представляют его в своем уникальном виде. Тувинское горловое пение вызывает интерес у саамов, и как исполнитель, владеющий обоими видами техник горлового пения тувинцев и саамов, я чувствую связь между ними.
Также, на мой взгляд, нужно отметить, что многие культуры успели утерять большие пласты из их культурного и духовного наследия. Большинство из нас живет обособленно в коммерческой реальности, где их соплеменники представлены разными коммерческими брендами, ищущими прибыль от нужд каждого. Сакральный смысл ритуалов потерял свое значение, или же его смысл был забыт, в связи с чем дальнейшее его применение становится бессмысленным. На самом деле понять общую связь между всем происходящим в мире представляется достаточно легко, что является общей константой для всех, и даже увидеть ускорение и многоуровневость трансформации общества, через которые мы сейчас проходим, как планета. И есть повод задуматься о законсервировании и возможной размытости, или даже исчезновении, некоторых культур.
Культура понятие не статичное. Она постоянно подвергается трансформации, на протяжении десятилетий и столетий движется вперед. Одна культура встречается с другой культурой, и они влияют друг на друга. Данный процесс носит естественный характер, и так формируются новые понятия культуры. Я счастлив, что Тува открылась для мира и сохранила свою уникальную первозданность, с которой она может поделиться с остальным миром, и таким образом заявить и обеспечить себе сохранность в культурном континууме всего человечества.
Горловое пение для меня послужило мостом к пониманию о возможных ранних формациях человечества. Выполняя каждодневные упражнения и прилагая усилия по совершенствованию моего горлового пения, я очистился от ненужных культурных клише и больше сблизился со своими корнями.
Первоначальный мой опыт состоялся летом 2013-го, когда я установил гамак. Где я часами мог лежать и практиковать хоомей, затем встать и идти, напевая хоомей. Однажды во время таких занятий с хоомеем я поймал себя на мысли, будто кто-то прошептал мне из-за дерева, что «мир будет благосклонен к молодому человеку, исполняющему хоомей». После чего я укрепился в намерениях стать хоомейжи, и с тех пор я иду по этой тропе. Не всегда мне было легко, так как я находился далеко от тувинских традиций, нас разделяло расстояние. Я ощущал незащищенность от того, что я использую горловое пение как часть современного искусства, электронной музыки, которую я писал. Чтобы глубже осознать и понять мое применение хоомея в музыке, я принял участие в фестивале и конкурсе «Хоомей в Центре Азии» летом 2015 года. В номинации «Лучшее исполнение хоомея в современной интерпретации» я занял третье место, выступая с номером, как я использую горловое пение с техникой петлей в современном контексте, под именем Микаел.
Космос. Поддерживать связь с тувинской культурой представляется для меня важным как для практикующего хоомейжи. Чтобы увидеть, услышать, почувствовать его в естественном окружении и исполняющимся живыми легендами Хоомея. Мне очень импонирует, что это уникальное искусство постоянно исследуется Научным центром горлового пения правительства Тувы, которое хотят сохранить для будущего поколения без изменений. Надеюсь, что в качестве молодого хоомейжи из Финляндии я буду рад принять участие в этом процессе и достойно поддержать диалог культур вместе со своим культурным наследием».
|
|