|
Руководитель региона о возможностях, которые открывает Красноярский экономический форум
12 апреля стартует XV Красноярский экономический форум. Ежегодно КЭФ вносит большой вклад в разработку стратегии экономического развития страны, в том числе и с учетом пространственной организации точек роста и возможностей разных регионов страны. Здесь формируются новые импульсы и тренды региональной, российской и международной экономической повестки. О значимости КЭФ и проектах Республики Тыва мы беседуем с одним из ведущих участников форума, Главой Республики Тыва Шолбаном Кара-оолом.
— Шолбан Валерьевич, в этом году форум проходит под названием "Россия 2018 – 2024: реализуя потенциал". Какие проекты, которые будут представлены в Красноярске, на Ваш взгляд, наиболее соответствуют потенциалу Сибири?
— Безусловно, речь идет о тех проектах, которые расширяют географию и возможности сотрудничества и взаимодействия как внутри страны на межрегиональном уровне, так и с нашими зарубежными партнерам, как, например, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проекты, которые с максимальной эффективностью способствуют кооперации регионов Сибирского федерального округа, обеспечивают выстраивание надежных и взаимовыгодных экономических связей. В программе форума таким проектам, идеям и предложениям уделено главенствующее место и обеспечено пристальное внимание, как со стороны организаторов, так и со стороны участников.
— В последние годы потенциал и возможности Тувы все сильнее звучат и привлекают внимание. Тувинская повестка становиться все более актуальной. С чем это связано? Какова роль Тувы в рамках проекта "Енисейская Сибирь"?
— Начну с того, что среди запланированных Тувой к подписанию в Красноярске соглашений, "Енисейская Сибирь" стоит на первом месте. Это соглашение между Красноярским краем, республиками Тыва и Хакасия и презентацию проекта, считаю главными событиями форума. Проект воспринимается нами, его участниками, как модель пространственного развития и основа для отработки взаимоувязанных направлений и технологий опережающего развития сибирских регионов, в том числе, с целью расширения спектра торгово-экономических отношений с Монголией и Китаем. Есть все предпосылки к тому, что уже в ближайшее время "Енисейская Сибирь" станет важнейшим региональным драйвером России в рамках развития восточного вектора. Последнее, в условиях беспрецедентно жестких санкций со стороны Запада, который выстраивает "железный занавес" на пути реализации российских экономических инициатив и проектов, имеет стратегическое значение.
Роль Тувы в этом многообразном процессе обусловлена двумя факторами. С одной стороны, нашу республику часто называют "нераскрытой шкатулкой", на ее территории и в ее недрах содержится практически вся периодическая таблица Менделеева. Разведано более полутора десятков крупных и средних месторождений, в том числе федерального значения. Это – золото, серебро, медь, ртуть, молибден, свинец, цинк, кобальт, никель, алюминий, литий, другие полезные ископаемые. Огромен угольный потенциал республики, который оценен экспертами в объеме более 16 млрд. тонн коксующихся каменных углей марки "Ж", столь необходимых в металлургии. Богатая минерально-сырьевая база Тувы обеспечивает предпосылки для создания высокорентабельных производств. Успешно развивается ряд крупных инвестиционных проектов, в том числе, с участием зарубежных компаний.
Во-вторых, у нас очень выгодное географическое положение. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять значение Тувы как связующего центра, транспортного коридора на Восток. Регионы Сибири представляют собой транспортную и логистическую инфраструктуру, которая связывает европейскую, центральную и восточную части России с выходами, как на Европу, так и на страны АТР. В западной и центральной части Сибири ключевые транспортные узлы – это Новосибирск и Красноярск, в восточной – Иркутск, с выходом через Дальний Восток и Забайкалье на АТР. Потенциал и возможности этой системы могут быть существенно расширены за счет реализации транспортных коридоров через территорию Тувы. Республика замкнет транспортный треугольник с юга, за счет железнодорожного, автомобильного и авиационного выхода на Монголию и Китай.
Все последние годы мы самым тщательным образом прорабатывали детальное видение этой "транспортной карты", продвигали на федеральном и межрегиональном уровне наши предложения и проекты по созданию новой транспортной инфраструктуры. Новая транспортно-логистическая схема получила рабочее название "Енисейский Меридиан". Речь идет о дополнении и расширении существующих транспортных коридоров и артерий в меридиональном направлении. В том числе и возможностей Транссиба. В глобальном смысле, ни много ни мало, это формирование транспортной инфраструктуры Евразийского экономического пространства на юго-востоке Сибири. Туву не случайно называют новыми воротами в Азию. В определенном смысле наш проект, это прообраз и важная составляющая мегапроекта "Енисейская Сибирь", автором которого является мой друг и коллега, исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Александр Усс.
— Действительно, значительная часть Красноярского экономического форума посвящена вопросам транспортной стратегии развития России и Сибири. Какие проекты в этом плане являются для Вас приоритетными?
— Тува за счет своего пограничного положения становится одним из ведущих участников мегапроекта "Енисейская Сибирь", сибирскими воротами для российского торгового трафика в страны АТР. Основой станет железная дорога Кызыл – Курагино, за счет чего транспортное плечо сократится на тысячи километров. Присоединение к железнодорожным сетям Монголии и Китая превращает эту дорогу, по сути, в самый короткий путь, ведущий из России к рынкам АТР. Планируется, что уже осенью 2018 года строительство тувинской ветки Транссиба перейдет в активную фазу.
Проект включает комплексное развитие транспортной инфраструктуры, расширение трансграничной торговли, а также взаимодействия регионов СФО по самым разным социально-экономическим вопросам. Для Тувы включение в региональные и глобальные транспортные маршруты – это качественно иная картина развития экономики, а значит и благосостояния ее жителей, так как это влечет за собой новые инвестиции, создание торговых домов, логистических центров по транспортировке, хранению, переработке транзитных и экспортных грузов, появление других услуг и сервисов.
В результате произойдет тектонический сдвиг в экономике не только регионов-участников, но и всей Сибири, да и России в целом. Например, китайская сторона уже сейчас рассматривает железную дорогу Кызыл – Курагино как один из вариантов сибирского участка Нового шелкового пути в рамках проекта "Один пояс – один путь". Монголия также движется нам навстречу: началось строительство железной дороги Улан-Батор – Эрдэнэт в партнерстве с австралийскими инвесторами. Теперь все будет зависеть от нашей активности, от скорости и качества реализации принятых решений.
Напомню, в июне 2016 года в Ташкенте на встрече руководителей Монголии, России и Китая была утверждена Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия, которая предусматривает реализацию двух проектов транспортной инфраструктуры с привязкой к Туве. Это "Западный железнодорожный коридор" (Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой – Арц-Сурь – Кобдо – Такешкен – район Хами – Чанцзи-Хуэйский автономный округ – Урумчи) и "Северный железнодорожный коридор" (Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой – Арц-Сурь – Овот – Эрдэнэт – Салхит – Замын-Удэ – Эрлянь – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзинь). Год назад в Пекине состоялись трехсторонние консультации по вопросу реализации Программы. Российская и монгольская стороны предложили приоритетный проект "Северный железнодорожный коридор". Во время обсуждения перечня проектов на трехсторонних экспертных консультациях в Москве в августе 2017 года, в частности, прозвучало, что Азиатский банк развития готов инвестировать в "Северный железнодорожный коридор" около 3млрд. долларов.
— В Красноярске ваша делегация примет участие в круглом столе "Транспортная стратегия Российской Федерации – новые подходы к развитию инфраструктуры" под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова. В транспортном портфеле Тувы есть также амбициозные авиа— и авто проекты...
— Действительно это так. Речь идет не только о железной дороге, но и о создании комплексной транспортной инфраструктуры, с учетом автомобильных и авиационных коридоров. В числе важнейших транспортных проектов: трансграничный автомобильный коридор "Красноярск – Абакан – Кызыл – Хандагайты – Улангом – Ховд – Урумчи", сопряженный с реконструкцией и обустройством автомобильного пункта пропуска "Хандагайты-Боршоо" и приданием ему многостороннего статуса. Это и авиационный узел в Кызыле. Сейчас завершается реконструкция аэропортового комплекса. Уже запустили новую полосу, которая может принимать авиалайнеры любых типов. Осталось завершить работы по монтажу светосигнального оборудования. Следующие шаги – включение нашего аэропорта в перечень международных и открытие многостороннего пункта пропуска.
Кстати, "тувинская повестка", как Вы ее назвали, это не только транспорт и логистика, есть еще важные и перспективные межрегиональные энергетические проекты. Такие, как строительство энергомоста и поставки электроэнергии из России от Саяно-Шушенской ГЭС через Туву в Монголию и Китай. На форуме в Красноярске запланирована рабочая встреча с представителем Минэнерго России, где будут обсуждаться предложения по обеспечению потребностей Монголии в электроэнергии. Эти темы, в той или иной мере, будут обсуждаться на круглом столе "Европа, Азия – транзит через Россию" и в рамках секции "Россия и Китай: вызовы и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества".
В целом же реализация данных проектов позволит обеспечить дополнительный выход регионам Сибири на рынки АТР, встроиться в глобальную систему торговой и производственной сети, укрепить экономические позиции России. Юго-восточные соседи России, Монголия и Китай, проявляют живой интерес к реализации совместных проектов подобного рода.
— Шолбан Валерьевич, Вас называют одним из самых энергичных и эффективных региональных лоббистов. Вы активно продвигаете интересы Тувы на федеральном и межрегиональном уровнях. Очевидно, что реализация таких крупных проектов, как "Енисейская Сибирь", "Енисейский Меридиан", невозможны без поддержки на самом высоком уровне. Как с этим обстоят дела?
— Конечно же, мы работаем в тесной связке с федеральным центром. И главное — проект "Енисейская Сибирь" поддержал Владимир Владимирович Путин во время недавнего визита в Красноярск. Поддержка первого лица государства чрезвычайно важна для всех нас.
Что касается республики, то за последние несколько лет нам удалось выстроить конструктивные рабочие отношения с ключевыми структурами на федеральном уровне. Со многими из руководителей я знаком лично, у нас сложились деловые и дружеские отношения. Чувствую мощную поддержку со стороны многих федеральных министерств, руководства Совета Федерации, Государственной думы. Буквально на днях в Москве, где я участвовал в заседании Госсовета по содействию развитию конкуренции, прошли содержательные встречи с руководителем фракции "Единая Россия" Сергеем Неверовым и первым заместителем Председателя Госдумы, сопредседателем трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений Александром Жуковым. Обсуждали вопросы, связанные с непростым для Тувы переходом на "модельный принцип" формирования бюджета. Такие встречи, как правило, дают позитивный результат.
И, конечно, мы очень дорожим вниманием и поддержкой самого известного нашего земляка – министра обороны Сергея Шойгу. У нас в Туве его авторитет абсолютен. Сергей Кужугетович часто приезжает в республику, обязательно сопровождает Владимира Путина во время его "президентских каникул". Министр обороны прилагает большие усилия для развития родного региона. Приведу только один пример: в 2015 году министр принял решение о формировании в Туве 55-й отдельной горной мотострелковой бригады. Размещение крупной военной части повлекло за собой развитие сферы услуг, необходимой инфраструктуры. Планируется строительство моста через Енисей, новой школы и детского сада. Это позволяет создавать сотни и тысячи новых рабочих мест, увеличивать доходы населения и бюджета. Мотострелковая бригада, в которую входит около двух тысяч военных с хорошей зарплатой, плюс вся обслуживающая структура, дают приличные отчисления в виде налогов в бюджет республики.
По-настоящему хорошие отношения сложились с полномочным представителем Президента в СФО Сергеем Меняйло, он оказывает серьезную поддержку тувинским инициативам. В этом году меня выбрали председателем межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Теперь на Туве, как на координаторе МАСС, лежит особая ответственность. Проект "Енисейская Сибирь" должен быть максимально увязан с интересами каждого из регионов Сибирского федерального округа. Важно с самого начала обеспечить приоритет наших планов в сфере развития производственной, транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры. Совместно с коллегами-губернаторами постараемся использовать все возможности КЭФ и МАСС в качестве дополнительных рычагов для продвижения самых актуальных задач наших регионов на федеральном уровне и для продвижения интересов России в рамках восточного экономического партнерства.
Упомянутый выше транзит электроэнергии через Туву в Монголию вызвал большой интерес у наших монгольских друзей и обсуждался на уровне Президента Монголии Халтмаагийна Баттулги. С ним мы встречались недавно, во время прошлогоднего Восточного экономического форума. Мне кажется, мы нашли общий язык и общую заинтересованность в реализации важных инфраструктурных проектов. Кстати, как отмечают эксперты, предлагаемый нами проект энергетического моста может стать хорошей альтернативой строительству Монгольской ГЭС на притоках реки Селенга. Тем самым мы снимем вопрос экологической угрозы озеру Байкал.
Есть все основания полагать, что "Енисейская Сибирь" будет поддержана и Евразийской экономической комиссией. 2018 год, когда Россия председательствует в Евразийском экономическом союзе, – это наилучшее время для старта подобных инициатив, которые дают дополнительный импульс интеграционным процессам всего ЕврАзЭС.
— По сути, "Енисейская Сибирь" является инвестиционным мегапроектом в рамках Сибири и всей России. Как обстоят дела с инвестициями в Туве?
— Считаю, что неплохо. Мы пока еще в начале этого пути. В результате реализации в Туве пяти крупных инвестиционных проектов объем промышленного производства к 2017 году увеличился в 33 раза и составил 27380 млн. рублей. Для сравнения в 2000 году было всего 830 млн. рублей. Только добыча угля за счет ввода в оборот новых месторождений выросла втрое – с 523 тыс. до 1,5 млн. тонн. Это больше, чем в советские времена. Построенные мощности дали толчок развитию и в других отраслях экономики. К примеру, производство электроэнергии за последние годы выросло с 50 млн. кВт/ч до 101 млн. Сегодня пятерку крупных инвестиционных компаний составляют: ООО "Лунсин", ООО "Тардан Голд", угольная компания "Межегейуголь", Тувинская горнорудная компания и Тувинская энергетическая промышленная компания. Инвестиции за весь период исчисляются десятками миллиардов рублей. Например, с 2014 по 2017 год совокупный объем инвестиций составил 19 млрд. рублей, объем уплаченных налогов – 1,677 млрд. рублей. Некоторые компании в скором времени выйдут на проектные мощности, что, безусловно, отразится и на социально-экономическом положении республики, отчислениях в бюджет, создании новых рабочих мест.
— Тува из аграрного региона постепенно превращается в стратегический, опорный "край державы". Здесь реализуются инвестиционные проекты, выстраиваются транспортные и энергетические коридоры. Нет опасений, что такая динамика может нарушить традиционный уклад жизни местного населения?
— Мы открываем новую страницу в истории Тувы, однако это не означает, что тем самым создается угроза нашему национальному или культурному коду. Мы живем в ХХI веке, в нашей республике много богатств, и наши люди хотят почувствовать все преимущества грамотного подхода к их освоению. Реализация таких мегапроектов, как "Енисейская Сибирь", позволит укрепить наше самосознание, лучше почувствовать силу наших традиций, глубины нашей истории. Станет легче использовать такие преимущества Тувы, как уникальная природа и культура. На нашей территории представлены практически все природно-климатические зоны – от полупустынь до горных ледников. Самобытная культура Тувы стала международным брендом, она привлекает внимание большого количества ценителей из разных стран мира.
Единственное, что пока является сдерживающим фактором – это слабая транспортная доступность. Традиционный уклад тувинцев только выиграет, если, например, строить комфортабельные гостиницы, формировать туристическую инфраструктуру на самом современном уровне, стимулировать спрос на местную продукцию, сувениры, ремесленные изделия. Это придаст импульс развитию национальной культуры. Ведь культуру нужно питать, чтобы она сохранялась и передавалась из поколения в поколение. Более того, мы планируем делать ставку не просто на массовый или дикий туризм, а на туризм по направлениям, на конкретные туристические продукты и маршруты. Событийный, этнокультурный, оздоровительный, познавательный, природный, охотничий туризм. Пусть приезжают самодостаточные люди, слушают нашу замечательную музыку, наших горловиков, пробуют национальную кухню, напитываются энергией первозданной природы, охотятся и рыбачат, и при этом чувствуют себя в комфорте. Считаю, что в будущем Тува и туризм – это синонимы.
Одновременно будем усиливать меры по защите нашей уникальной природы, добиваться бережного отношения к ней. Для этого также нужны средства, которые необходимо получить от реализации экономических проектов. Желаю всем сердцем, чтобы хорошая экология, как и комфортный быт, новые технологии, сервисы и стандарты были доступны как можно большему числу моих земляков. Чтобы была развитая дорожная сеть и инфраструктура, качественная медицина и образование, новые рабочие места и высокая зарплата. Фундамент для этого закладывается сейчас. Тува стоит на пороге больших перемен, и я уверен, что они принесут моим землякам счастье и процветание.
|
|