Пятница, 29 марта 2024 г. 14:14 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Тувинские шаманы глазами чешского "магачи"
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Тувинские шаманы глазами чешского "магачи"

Тувинские шаманы глазами чешского "магачи"В центре Азии многие знают чешского фотографа Станислава Крупаржа (на снимке). Он бывает здесь постоянно на протяжении многих лет, начиная с конца ХХ века. В нашей газете мы не раз писали о нем, печатали его фотографии. О тувинских шаманах он выпускал открытки в Западной Европе. В журнале GEO несколько лет назад опубликован его фотосюжет на эту же тему. Предлагаем вниманию читателей материал о журналисте, что записали на радио Чехии.

Четыре года Станислав Крупарж работал в журнале Reflex. В 2011 году стал победителем престижного 17-го конкурса Czech Press Photo. По Алтаю с рюкзаком за плечами путешествовал с 1990-х годов — в то время он еще был учителем в коррекционной школе Брно и фотографировал «в стол». К слову, Крупарж оказался одним из тех, кто в 2007 году выступил против инициативы объединения «Алтай-Цимрман», собравшегося было назвать одну из «безымянных» Алтайских гор именем чешского вымышленного гения Яры Цимрмана.

ЛЮДОЕД С РЮКЗАКОМ НА СПИНЕ

Без малого уже 20 лет фотограф ездит в Туву, где местные жители наградили его прозвищем «магачи», то есть «людоед» — им тувинцы издревле стращали малых ребятишек. Как его угораздило заслужить такую репутацию?

— В 2002 году, когда я ближе познакомился с шаманами, мы спускались с горы, шли вдвоем. У нас не было точной карты, мы пользовались каким-то наброском, сделанным три дня до этого местными чабанами, и дошли к месту, где стояли юрты. Оказалось, что в одной из них спрятался пастух, неподалеку пасший стадо, но, увидев нас, он испугался моего вида — крупной фигуры, облаченной в шорты, длинных развевающихся волос, с блестящими очками на лице и огромным рюкзаком на спине, — и убежал. Он подумал, что я — мифическое страшилище, про которое ему рассказывала его бабушка. Парню этому, надо сказать, было 23 года, и он уже отслужил в российской армии.

— Следует сказать нашим слушателям, что ростом вы — свыше двух метров. Как вам удалось разубедить пастуха в том, что вы не являетесь людоедом?

— Я думаю, что мне не удалось в этом убедить ни его, ни многих других тувинцев, поэтому они не хотят оставаться со мной наедине. Вообще в Туве многие, по всей видимости, думают, что я — натовский шпион, потому что менталитет тамошних жителей частично сформировался под влиянием тюркской средневековой культуры, а частично — под идеологическим влиянием советского режима. В связи с этим тувинцам трудно понять, что заставляет меня 20 лет подряд примерно два раза в год возвращаться в Туву. Страну, которая хоть и является прекрасной, но, с социальной точки зрения, весьма сложной.

Несмотря на то, что большую часть времени чешский фоторепортер, находясь в Туве, фотографирует шаманские обряды, которые начали возрождаться после распада Советского Союза, импульс к посещению столь отдаленных для чеха мест был задан, прежде всего, уникальностью местной природы.

— В первую очередь меня мотивировали горы этой части Южной Сибири, восхищение этой природой и возможность бродить целыми неделями по девственным местам, пить чистую воду из реки, которая намного шире, чем Лабе в Пардубицах. Поэтому я, отправляясь в горы, часто оставляю дома фотоаппарат, так как внимание при фотографировании рассеивается, что делает меня зависимым от вещей, которые по большому счету не столь важны. Для меня важно уже то, что я там нахожусь и передвигаюсь по горам, где можно ходить неделями и никого не встретить. Водопады и закат солнца я не снимаю, больше всего меня интересуют люди и общение с ними.

За истекшие десятилетия Станислав подружился в Туве со многими шаманами. Верит ли он в действенность магии их обрядов?

— Я на самом деле до сих пор не знаю, действует ли магия. Я отношусь к данным обрядам и ритуалам с уважением и почтением, однако очень редко обращаюсь за такого рода помощью или советом к своим друзьям из числа шаманов. У меня есть приятельница за границей, этнограф по профессии, которая прожила в Туве год, и у нее даже были амбиции самой заняться шаманизмом. Женщина эта начала там доить скот, яков, и у нее завязались отношения с местным охотником, однако она, заболев шизофренией, вернулась в Германию, так как не смогла примирить в себе два мира.

Станислав по своей природе является человеком достаточно рациональным. В Туву его влечет не поиск ответов на глубоко личные религиозные и духовные вопросы. Для него шаманство — существенная часть Тувы, связанная с ее жителями, с которыми он ежегодно встречается, так как каждый тувинец в большей или меньшей мере верит в силу шаманизма.

— Вообще-то я лично скорее скептичен в этом отношении, но, когда попадаю в переплет, как это произошло несколько лет назад — мы с моим немецким другом очутились за решеткой в Египте, — то первым делом звоню по сотовому телефону шаманке Зое Хомушкуевне Акаажык и прошу ее помочь. Я, например, обращался к ней за помощью, когда с нами случались неприятности в Ираке или в Афганистане. Она всякий раз откликалась на мою просьбу. «Побрызгаю, — говорит, — молочком, и все уладится». И до сих пор все действительно улаживалось, так что я не знаю, как все это происходит.

Станислав Крупарж ездит в Туву, чтобы запечатлеть ее жителей и жизнь, которая видоизменяется, такой, какая она есть.

— Я живу с сознанием того, что все это — в некотором роде иллюзия, потому что трудно очертить границы того, что там является исконным свойством, а что нет. Я фотографирую то, что больше всего люблю, что на меня сильнее всего действует, с сознанием того, что видимое мне в действительности никогда не исчезнет, потому как оно метаморфируется в нечто иное, что в этой жизни мне, наверное, уже не будет близким.

— Кого вы видите в шаманах?

— Я вижу в них просто тетушек и дядюшек, ранее работавших в колхозах и проживавших в Туве, изолированной от России. Они до сих пор, собираясь в русскую часть, говорят — надо в Россию съездить, а многие там так и не были. Чувство национальной идентичности в тувинцах очень развито.

Я вижу в них чабанов и колхозников тех еще времен, и это поколение шаманов, которым сегодня лет 60 и больше, я люблю больше всех остальных. Они работали трактористами, руки у них мозолистые, а последние 20 лет подрабатывают понемногу шаманством и способны смастерить колокольчики, в которые звонят, из запчастей того же трактора, или перековать орало на шаманское зеркало.

Ну, а потом есть еще шаманы нового поколения с планшетами. Эти мне уже не интересны, как и Интернет-шаманизм. Меня интересуют люди, которые живут в согласии с тайгой, с природой. 

Марина Кенин-Лопсан, Тувинская правда, tuvapravda.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования