|
Три овощеводческих КФХ объединились в одно. Правда, пока только на словах — «ударив по рукам», так сказать. Однако овощеводы, проработав сезон вместе, отмечают, что если наращивать объемы производства и налаживать переработку, вести дела вместе куда удобнее, нежели хозяйствовать в одиночку. В местном минсельхозпроде же давно собираются собрать троицу вместе и юридически оформить их «честное слово» в полноценный СПоК. Так, говорят в ведомстве, хозяйственникам будет легче получать как господдержку, так и коммерческие кредиты. Государство и банковская система России уже давно ориентируют ассигнования и сельхоззаймы именно на кооперативы.
— Ну, что тут сказать, — разводит руками овощевод Александр Желтухин, — вместе работать действительно удобно и эффективно. В этом году совместными усилиями с моим сыном (у него тоже свое КФХ — тем же, чем и я, занимается) и Геннадием Кимом объединили свои хозяйства и работаем сейчас вместе. Смогли засеять картофелем 50 гектаров земли в Кара-Хааке. В результате только на закладку в овощехранилища у нас сегодня определены 500 тонн. Картофель становится основным нашим продуктом.
Летние невзгоды совместное хозяйство трех партнеров обошли стороной. Бог миловал, вспоминает Александр Петрович, страшный град не тронул те самые 50 гектаров картофеля. Не досталось от него и капусте, моркови и свекле на участке хозяйства, что находится на левобережных дачах. А вот с саранчой бороться пришлось.
— Нашествие вредителей в этом году в республике действительно было угрозой для хозяйственников, — отмечает Александр Желтухин. — Но мы с партнерами пострадали от них, если так можно выразиться, лишь финансово. Пришлось закупать химикаты, а это, знаете, удовольствие не из дешевых. Но главное, что удалось справиться с этой напастью, и мы сберегли урожай.
В минсельхозпроде РТ по этому поводу отмечают, что валовой сбор урожая у партнеров в этом году, включая те 500 тонн, о которых говорил Желтухин, предназначенных для закладки в овощехранилища, ожидается в пределах 800 — 900 тонн овощей и картофеля.
— Я вместе с ними радуюсь их урожаю, — говорит первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Лариса Монгуш. — Сейчас, когда закончится уборочная страда, сразу усадим их троих за один стол, чтобы подготовить документы и оформить их хозяйства в полноценный овощеводческий СПоК.
Свою позицию Монгуш объясняет просто: в настоящий момент и государство, и коммерческие кредитные организации, работающие в сфере сельхозкредитования, то есть Россельхозбанк и другие пятнадцать уполномоченных банков, свою финансовую поддержку ориентируют именно на СПоКи, как на более надежных заемщиков. По ее словам, с 2004 по 2007 год, на которые пришелся основной «стихийный» бум сельхозкредитования, банки выдавали довольно крупные кредиты всем, «кто так или иначе смог залезть в эту сферу». Позже это больно ударило по кредиторам, поскольку часть денег и проценты возместить банкам многие заемщики не смогли. Были случаи, когда хозяйство просто не справлялось со взятыми на себя обязательствами. Но много было и фактов мошенничества: деньги-то брали, а вместо реальной работы рисовали «пустые цифры». Когда начались взыскания, оказалось, что взять с таких хозяйственников нечего. Кредит был ничем не обеспечен. Именно поэтому, выдавая крупные кредиты сельхозтоваропроизводителям, банки сегодня отдают предпочтение серьезным хозяйствам, а такими, чаще всего, являются именно СПоКи, которые способны обеспечить возврат полученного кредита, поскольку обладают достаточным количеством техники и, как правило, объединяют опытных фермеров. Случайных людей в кооперативы, как известно, не берут.
Именно опытными овощеводами в минсельхозе считают Желтухиных и Кима.
— Очень многое в сельском хозяйстве зависит от человеческого фактора, от самого человека, — замечает Лариса Монгуш. — И, видя, как работают Желтухины с Кимом, мы, конечно же, стараемся им помогать. Думаю, на основе их хозяйства можно реализовать самые смелые проекты. Поэтому-то и стараемся, чтобы они побыстрее юридически оформили свой СПоК.
Например, в минсельхозпроде уже давно вынашивают идею наладить в республике производство тувинских картофельных чипсов. Какое еще хозяйство, кроме объединившихся трех овощеводов, специализирующихся на картофеле, способно воплотить эту идею в жизнь?! Объемы, которые в первый сезон совместной работы удалось получить, позволяют реализовать эту задумку, но ее реальное воплощение в жизнь сопряжено с изрядным финансированием. Однако на серьезную поддержку, которая предусмотрена для СПоКов государством и кредитными организациями, объединившиеся хозяйственники могут рассчитывать лишь спустя 366 дней после юридического оформления в кооператив.
— Вот поэтому и торопим их, — резюмирует Монгуш.
В свою очередь, говоря о помощи со стороны минсельхозпрода РТ и правительства республики, Александр Петрович поясняет, что без их вмешательства некоторые аспекты, связанные с наращиванием объемов производства того же картофеля, решить, скорее всего, не удалось бы. Увеличение объемов всегда ставит перед хозяйствующим субъектом вопрос хранения продукции ребром — реализовать сразу несколько сотен тонн не получится. К тому же сотрудничать нарождающийся СПоК предпочитает именно с бюджетными учреждениями, закрывая потребность в овощной продукции у половины детских садов Кызыла и всех дошкольных образовательных учреждений Кызылского района. Помимо этого, есть договоры на поставку овощной продукции в ресбольницу и тубдиспансер. Говоря о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, Александр Петрович отмечает, что в настоящий момент предприятие готовит документы для участия в торгах на поставку овощной продукции в психбольницы в Кызыле и Ак-Довураке. Крупным клиентом партнеров из недавно появившихся овощевод называет кухню объектов минобороны России в республике — 55-ой мотострелковой бригады и Президентского кадетского корпуса.
— Нам удобнее ориентироваться именно на бюджетные учреждения, — объясняет Александр Петрович, добавляя, что лишь небольшую часть овощей предприятие реализует на рынке. По выходным их представитель торгует тем же картофелем из машины на авторынке. Кое-что из овощей партнеров можно найти и в одном из торговых домов и небольшом овощном магазинчике в центре Кызыла.
Несмотря на это, Александр Желтухин открыл коммерческую тайну, в настоящий момент они все-таки собираются открывать свой собственный небольшой торговый павильон. Оно и понятно: в розницу их товар уйдет с большим доходом, нежели тот, что получают от оптовой торговли.
Тем не менее, работа с бюджетными учреждениями обязывает предприятие думать о хранении овощей в зимнее время. Свои овощехранилища, к сожалению, хозяйственники закончить в этом году не успели. Однако с помощью минсельхозпрода РТ удалось пробить аренду двух помещений, в которых они на зиму смогут заложить часть своего урожая.
Большое внимание в формирующемся СПоКе сегодня уделяют механизации производственного процесса. Так, благодаря гранту по линии ОСОП в размере 9,5 млн. рублей, который получил партнер Александра Желтухина Геннадий Ким, смогли приобрести сортировочный пункт, который повышает производительность труда при уборке и фасовке урожая. Картофель поступает в приемный бункер механизма, после чего отправляется на сортировочный стол, где, по выражению Александра Петровича, «калибруется» на продовольственный картофель, семенной и мелкий, который идет на корм животным. Рабочим остается разве что иногда помогать агрегату и завязывать мешки.
— Это здорово экономит время, — комментирует Александр Петрович. — Чтобы перебрать тонну картофеля, разделить ее на ту, что пойдет на семена, и которая будет реализована, исключительно ручным трудом, скажем, десяти человек, потребуется три часа. С сортировочным пунктом, работу которого так же обслуживает около дюжины человек, тонну мы перебираем минут за десять.
В то же время правительственный грант Кима позволил партнерам обновить всю линейку посадочно-уборочной техники. Приобрели новый трактор, гребнеобразователь, культиватор и обрызгиватель. Сейчас же овощеводы мечтают о довольно дорогой итальянской разгрузочно-загрузочной технике, которую Желтухин видел в Минусинске у тамошнего овощевода Морозова. Она бы позволила дюже сократить расходы предпринимателей на загрузку картофеля в овощехранилища.
Несмотря на то, что труд на этом предприятии все более и более механизируется, нарождающийся кооператив продолжает создавать новые рабочие места. Сегодня в трех хозяйствах трудоустроено около 30 человек. Часть работает на Вавилинском затоне, где располагается сортировочный пункт, и часть на полях в Кара-Хааке, где в эти дни кипит уборка картофеля. Помимо всего прочего предприниматели используют поощрительные меры для своих работников.
— Одну клетку убирают комбайны, на другой у нас всегда работают люди, среди которых подавляющее большинство кара- хаакцев, — замечает Александр Петрович. — Завели так: десять мешков работник собрал, одиннадцатый — его.
Помимо этого в Кара-Хааке есть специальное поле, урожай картофеля на котором делится поровну между всеми работниками, которые отработали в предприятии весь сезон. Фермерский труд сложен, поясняет Александр Петрович, кто-то приходит и скоро покидает кооператив, но есть те, кто трудится целый сезон.
— Если таких три человека, поле делится на три части. Шесть будет, поделим между шестью, — говорит он.
В хозяйстве все идет своим чередом, особых проблем кооператоры не отмечают. Однако говорят, что ряд трудностей, особенно во время сева и уборки, создает то, что между Кара-Хааком и «большой землей» нет нормальной переправы. Из-за большого потока транспортных средств на пароме идущая с полей в пункт сортировки на другом берегу груженная картофелем машина может долго простаивать в ожидании своей очереди. А с завозом семян на поля была вообще беда. По весне па-ром не ходит, и переправлять их в Кара-Хаак приходилось исключительно на лодках. Таким образом, к месту сева переправить удавалось лишь по пять тонн клубней в день, а всего перевезти нужно было 120 тонн семян. Проблему кооператоры рассчитывают решить на будущий год строительством хранилища рядом с полями, однако надеются, что все-таки мост в ближайшее время там будет построен. Предпосылки для этого имеются — недалеко от Кара-Хаака ведется строительства одного из объектов под нужды 55-й мотострелковой бригады.
|
|