Министр образования и науки Ольга Васильева призвала привлекать в российские школы педагогов-мужчин. Этот вопрос обсуждался на «правительственном часе» в Госдуме. Министр привела в пример опыт Тувы, где для мужчин законодательно закреплены должности заместителя директора, а образовательное учреждение с женским коллективом руководство республики сравнивало с «неполной семьей».
В Госдуме состоялся «правительственный час», в рамках которого министр образования и науки Ольга Васильева рассказала о государственной политике в сфере образования, а также отвечала на вопросы и комментарии парламентариев. В частности, депутат Борис Чернышев связал «негативное влияние интернета» на школьников, а также недавний инцидент с нападением 15-летнего подростка на одноклассников и учительницу в подмосковной Ивантеевке с «недостатком мужского воспитания».
Он назвал нехватку педагогов-мужчин «огромной проблемой» и призвал «усиливать интерес мужчин к образованию и роли преподавателя в школе», а также «давать определенные преференции при поступлении в педагогические вузы».
Министр согласилась с тем, что педагогов-мужчин в школах должно быть больше. «Например, в Туве проводился пилотный проект, в рамках которого руководству школ удалось привлечь молодых мужчин до 40 лет. В советское время существовали льготы, которые полагались мужчинам, работающим в сельских школах». Она добавила, что не может диктовать депутатам, какие именно законы принимать, но подчеркнула, что практика привлечения мужчин в школы есть, и она работает.
Ранее Васильева говорила, что женская педагогика отличается от мужской. «Баланс нашла сама история. Как вы знаете, изначально было очень много мужчин-педагогов, потом время изменилось, и был смешанный состав. Затем в педагогике стали преобладать женщины. А сейчас мы видим совершенно другую картину, приходят молодые ребята, педагоги-мужчины, это очень здорово. Это, действительно, хорошая и положительная тенденция. Я в этом ничего плохого не вижу, наоборот, изо всех сил поддерживаю», — говорила она.
Опыт Тувы, о котором говорила Васильева, заключается в целевом формировании мужского управленческого состава в школах. Соответствующее предложение выдвинул глава республики Шолбан Кара-оол три года назад. «Один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности необходимо включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества.
Школа без мужчины — все равно, что неполная семья. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь»,
— заявил он в послании Верховному хуралу. К 2016 году в республике сформировали комплекс мер, привлекающих начинающих «макаренко» в школы.
Например, кадровый резерв директоров школ и их заместителей стал создаваться с учетом гендерного подхода. В «дорожной карте» говорилось о развитии ипотечного кредитования для педагогов-мужчин и предоставлении им земельных участков для жилищного строительства. Особенно приветствуются в школах ветераны внутренних дел и участники боевых действий, которые, по замыслу руководства республики, должны улучшить профилактику правонарушений среди учащихся. Кроме того, был создан конкурс «Лучший педагог-мужчина Тувы».
Депутат Госдумы Любовь Духанина в разговоре с «Газетой.Ru» отметила, что привлекать в школы больше мужских кадров предлагают уже не первый раз. «Важно, чтобы воспитанием детей занимались не только женщины, но и мужчины. Они воспринимаются как требовательные люди с более строгим характером, к которым можно обратиться в особых ситуациях.
Однако закрепить приоритет мужчин при поступлении на работу в школы юридически невозможно, поэтому необходимо стимулировать гендерное выравнивание в педагогических составах другими способами»,
— уверена парламентарий. Будучи директором частной школы «Наследник» Духанина отметила, что в ее учреждении около 40% учителей — мужчины.
«Однако по России такой показатель составляет около 10%», — заявила депутат. Она также добавила, что в России часто вводят программы поддержки педагогов, сельских учителей, вне зависимости от пола.
Директор московской школы №1561 Валерий Пазырин рассказал «Газете.Ru», что столица создала все необходимые условия для мужчин-педагогов. «Действительно, женщин в образовании работает больше, нежели мужчин, однако в идеале должно быть соотношение 50 на 50. Не соглашусь с тем, что мужчины не идут в школы. В Москве обеспечена достойная заработная плата, которая вполне может удовлетворить нужды отца семейства», — отметил Пазырин.
Глава столичной школы также отметил, что в его учреждение регулярно приходят много молодых учителей. «Наша школа расширяется, и я постоянно провожу собеседования: за лето 2017 года я принял 10 мужчин-преподавателей.
При этом на собеседовании я никогда не отдаю гендерных предпочтений: кто лучше в своей специальности, того я и беру.
В школы идут молодые интересные ребята с хорошим образованием, им хочется поработать в этой профессии, и я рад, что могу обеспечить им достойную зарплату», — подчеркнул эксперт.
В предыдущие годы, заметил Пазырин, все проблемы упирались в то, что мужчины чувствовали себя дискомфортно из-за невозможности достойно обеспечить семью. Сегодня, отметил эксперт, юным преподавателям не нужно искать подработку и привлекать дополнительные ресурсы: отсюда интерес к профессии.
Мнение о том, что мужчины работают только трудовиками и физруками — это гендерные стереотипы, заявил директор московской школы. «Среди мужчин нет определенного распределения по предметам. В моей школе несколько историков, словесников, учителей музыки, много математиков и физиков», — отметил он.
Научный специалист Института образования НИУ ВШЭ Наталия Любомирская рассказала «Газете.Ru», что профессия педагога всегда была более привлекательна для женщин. «Короткий день, возможность уделять внимание семье — за этим они идут в школы. Мужчин в школах не хватает, прежде всего, именно для гендерного баланса. Есть школы — в основном, в регионах — в которых мужчины представлены только в качестве трудовика и учителя физкультуры», — утверждает Любомирская.
Эксперт убеждена, что государство недостаточно делает для популяризации деятельности педагога. «Если раньше в школы попадали ребята с непедагогическим образованием, то сегодня юные специалисты должны заканчивать пединституты для того, чтобы преподавать в школах. Необходимо открывать курсы дополнительной профессиональной подготовки на базе ведущих университетов, по окончании которых люди могли бы получить разрешение на учительскую деятельность. Тот, кто закончил биофак МГУ, знает не меньше выпускника педуниверситета», — заверила Любимирская.
Социальный психолог Наталья Варская объяснила природу небольшого желания мужчин садиться в кресла преподавателя тем, что в России сложился стереотип, будто учитель — профессия исключительно женская. «Не всякому молодому человеку хочется идти на «женскую» работу. Однако в дореволюционные времена преподавателями в гимназиях, гувернерами у дворянских детей были мужчины. Так что такая работа отнюдь не женская», — рассказала она «Газете.Ru».
Еще один нюанс, который может отпугивать мужчин от преподавательской деятельности – это повышенное внимание со стороны учениц.
Психолог уверена, что практически в каждом учреждении найдутся школьницы, влюбившиеся в физрука или преподавателя физики. При этом случаи, когда ученики испытывают платонические чувства к преподавательницам, все же происходят несколько реже, да и в физиологическую плоскость они переходят не с такой вероятностью, как «неуставные» отношения учителей-мужчин и школьниц.
«Тут все зависит от подготовки педагога. Они должны иметь стойкий «иммунитет»: как у врачей табу на отношения с пациентками, так и у школьных сотрудников — на учеников. В школы нельзя брать морально неустойчивых людей, которые не умеют контролировать свои чувства. Нужно проводить тестирование во время приема на работу», — уверена социальный психолог.
Варская также добавила, что есть тесты, которые показывают уровень эмоционального контроля.
|