|
Активисты Центра мониторинга благоустройства городской среды Общероссийского народного фронта (ОНФ) проверили критерии приема и отбора заявок в муниципалитетах, принявших участие в федеральном проекте по благоустройству городской среды на 2017 г. Выяснилось, что некоторые муниципалитеты устанавливают требования, которые ограничивают возможности граждан на подачу заявки на благоустройство. Например, от граждан требуют сметную документацию или нарушают право самих жителей выбирать, какой вид работ им проводить. ОНФ обратится в Минстрой России с просьбой обратить внимание на регионы, в которых формально относятся к реализации федерального приоритетного проекта по благоустройству и не учитывают мнение людей. По мнению экспертов ОНФ, критерии отбора заявок на благоустройство городов должны учитывать интересы граждан.
Центр мониторинга ОНФ проанализировал критерии, установленные в более чем 1 тыс. муниципалитетов из 71 субъекта РФ. Выяснилось, что некоторые муниципалитеты устанавливают критерии, которые затрудняют для жителей подачу заявок. Например, в 365 муниципалитетах из 40 регионов при подаче заявки на благоустройство требуют сметную документацию. Такие факты зафиксированы вАрхангельской, Амурской, Владимирской областях, Краснодарском крае, Республике Карелия и некоторых других регионах. В Приморском крае, к примеру, жителям нескольких домов, получившим отказ на вхождение в программу из-за отсутствия сметной документации, пришлось заказывать эту услугу в коммерческих организациях. Но, несмотря на это, в программу они так и не попали.
Также, 298 муниципалитетов включили в критерии отбора требования о продолжительности эксплуатации или сроке ввода в эксплуатацию многоквартирного дома. Однако, по мнению экспертов, такой критерий не должен ограничивать прием заявок и может влиять только на первоочередность благоустройства.
«Существует множество примеров в регионах, когда новые дома не имеют даже минимального благоустройства (отсутствуют освещение, урны, скамейки и даже дорожное покрытие), а муниципалитет не предпринимает никаких действий, – отметила координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина. – Поэтому активисты нашего Центра будут контролировать возникающие из-за данного критерия ограничения в приеме заявок в программы на 2018–2022 гг.».
В качестве еще одного критерия отбора в программу по благоустройству больше половины проверенных муниципалитетов (668) назвали перечень видов запланированных работ. Однако, как считают в ОНФ, это нарушает права граждан. В ряде муниципалитетов критерии были установлены таким образом, чтобы в программу попал тот вид работ по благоустройству, который выгоден органам власти, а не местным жителям. Люди вынуждены выбирать определенные работы, поскольку муниципалитеты дадут за них больше баллов, что повысит шансы дворов войти в программу. Таким образом, по мнению экспертов Народного фронта, учет мнения граждан проводится условно или не проводится вовсе. Так, в Рязанской области муниципалитеты сами решили за жителей, что им требуется новое асфальтовое покрытие, а не освещение, урны и скамейки.
Однако есть и положительные примеры: часть критериев позволяют определить дом или двор, действительно нуждающийся в благоустройстве. Так, в 481 муниципалитете установили критерии в зависимости от степени благоустройства или технического состояния дворовой территории. В Народном фронте считают, что данный критерий показывает, что органы муниципальной власти подошли к вопросу реализации приоритетного проекта серьезно и качественно. Согласно данному критерию, в программу в приоритете должны попасть дворы, больше всего нуждающиеся в благоустройстве.
В 153 муниципалитетах из 33 субъектов РФ в критерии включения и отбора заявок добавили число проживающих людей, количество квартир в доме или домов во дворе. Это также можно считать положительной практикой, поскольку в программу попадут дома и дворы с наибольшим количеством жителей.
Эксперты ОНФ также рассказали, что часть муниципалитетов установила в качестве требования к заявке уровень финансовой дисциплины собственников.
«Сам по себе критерий оправдан, но мы знаем много случаев, когда управляющие компании имеют задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями, в то время как жители исправно оплачивают счета. В таких случаях, а их достаточно много, критерий приведет к тому, что ответственные жители по вине управляющих компаний не попадут в программу благоустройства. Так уже случилось, например, в Республике Тыва, Владимирской и Саратовской областях, Республике Дагестан и десятках других регионов», – подчеркнула Калинина.
Критерий наличия проведенного ранее капитального ремонта многоквартирных домов установлен всего 228 муниципалитетами в 42 субъектах РФ. Он предполагает, что дворы, в которых не был проведен капитальный ремонт, переносятся в программу благоустройства на более поздний срок. Работы по благоустройству будут проведены после капитального ремонта домов.
«Центр мониторинга ОНФ призывает учесть обнаруженные проблемы и разобраться в ситуациях, когда необоснованно ограничивается возможность попадания в программу заявок на благоустройство. Кроме того, к нам поступают сигналы из регионов о том, что мнение граждан не учитывается при утверждении дизайн-проектов. Центр мониторинга обращает на это внимание Минстроя РФ и просит усилить контроль за исполнением поручения президента, касающегося учета мнения граждан при благоустройстве», – резюмировала Калинина.
По итогам проведенного исследования Центр мониторинга благоустройства городской среды ОНФ направит в Минстрой России письмо с указанием регионов, которые формально подошли к реализации проекта по благоустройству.
|
|