|
Совсем недавно появилось такое движение, как «Чоннун Оолдары» – Сыновья Народа, а слухов и предположений о них уже очень много. Отзывы об их работе можно найти в соцсетях, и они будут весьма противоречивыми. А чтобы не питаться чужими эмоциями и домыслами, надо просто познакомиться с ними, посмотреть, чем они занимаются. И чего они добиваются.
День, когда объявили войну
Вся республика узнала о Сыновьях Народа в конце марта, когда они конкретно объявили войну алкоголю. И это даже еще не было настоящее движение – все только начиналось.
Все понимают, что пить – вредно. То есть – очень вредно. Что алкоголь влияет на качество жизни. И многие ворчали, что народ спаивают, требовали полицию принять меры. Но когда стали принимать меры обычные парни из народа, тут же опять началась критика, мол, не в свое дело влезают, нарушают права других людей. Логику тех, кто противодействует Сыновьям Народа, понять сложно. Может быть, это те, кто мечтает развивать алкогольный бизнес? Впрочем, поскольку все противодействие пока только в ]обливании грязью в соцсетях, не будем сейчас о таких людях думать. Вероятно, у них просто есть потребность сделать какую-нибудь гадость.
А вот за Сыновьями Народа есть уже конкретные дела. Точнее, с конкретных дел все и начиналось, пока группа неравнодушных ребят не оформилась в движение с названием «Чоннун Оолдары» – «Сыновья Народа».
Начиналось все тоже с соцсетей, с вайбера. Группа неравнодушных сложилась практически сама по себе: кому-то надо оказать помощь, собрать некоторую сумму для кого-то, кто попал в беду… Вот те, кто охотно брались помогать, кто привлекал к помощи своих друзей, постепенно составили костяк будущего движения. Это длилось уже около двух лет, когда ребята поняли, что им под силу и более сложные, серьезные задачи.
Надо ли объяснять, что эти парни понимали: многое зависит от самих людей, а алкоголь – беда всего народа. Надо ли объяснять, что они сами никогда не пили вовсе или полностью «завязали» с пагубной привычкой?
Сколько их?
Движение официально не зарегистрировано, это народная инициатива. Кто помогает, кто разделяет мнение участников движения – тот и может считаться Сыном Народа.
О себе они пишут: «Первая встреча Сыновей Народа прошла 22.03.2017. С тех пор нас больше 300 человек. Среди нас есть разные люди: врачи, учителя, артисты, спортсмены, служащие, предприниматели и даже безработные – все, кто неравнодушен к будущему нашего народа! Борьбу против алкоголизации населения мы ведем и будем вести её и ДАЛЬШЕ! Наш народ сильно уже устал и замучился от алкоголя!»
Некоторые говорят, что нужны какие-то документы или опознавательные знаки, а то, мол, каждый будет прикрываться их именем. Но они считают, если кто-то делает добрые дела, называясь Сыном Народа, вполне может считаться членом организации. Это ведь не какие-то государственные органы – это народное движение.
Впрочем, сейчас идет работа по юридическому оформлению движения, чтобы развиваться дальше, нужен юридический адрес и все прочее.
Воскресенье, 14 мая
Этот день, проведенный в компании Сыновей Народа, нельзя назвать легким. Чтобы поговорить с ними, нужно прийти туда, где они проводят акцию. На гору Догээ. Неподготовленному человеку лезть на гору достаточно сложно - высоко. Хоть определенное количество ступенек уже положили, но все равно тяжело.
Глава Кызыла Дина Оюн тоже решила посмотреть, что это за организация. Но подошла к делу более серьезно – накупила воды и фруктов, чтобы отнести на гору. И, что гораздо сложнее, стала тащить одну полутораметровую доску для ступеньки наверх, к следующему пролету. Скажете: одна доска – это ерунда? Может, это и так. Но, повторяю, подниматься наверх и без того сложно. А на предложение оставить доску – кто-нибудь другой дотащит, только пыхтела (извините, Дина Ивановна) и продолжала тащить.
Вот тут и стало понятно, почему Оолдары – Сыновья, а не кыстары – дочери. Работа очень тяжелая – доски нужно не только поднять наверх, нужно еще забивать штыри в землю, таскать плоские камни для ступенек. Кстати, и проводить рейды по точкам, где продают алкоголь, тоже не вполне «девочковая» работа.
Так много говорили о роли мужчины в семье и обществе, так часто женщины руководили этой работой – «по развитию имиджа мужчины»… А вот эти парни сами и без какой-либо подсказки занялись конкретным мужским делом.
В перерывах мы разговаривали. Говорили не о многом – только об одном. Очень хотелось понять, что происходит, чего реально добиваются парни.
Священные горы
Один из основателей движения, Али Кужугет, стал говорить о том, что горы для тувинцев священны. Но в окрестностях Кызыла по сути только одна большая гора – Догээ. Люди поднимаются на горы – чтобы очистить сознание от сиюминутных мелких забот, чтобы подумать о вечном, о глобальном. Слово «духи» в разговоре не появлялось, но как-то подразумевалось. Поднимаясь даже на эту, далеко не самую высокую гору, люди очищаются. Это хотят сделать не только молодые и сильные ребята, на гору поднимаются и женщины. Тем более, что на вершине будет установлено изваяние Будды. Нужно и можно хоть немного облегчить подъем для всех.
Лестницу, которую они возводят, называют и «лестницей здоровья» и «лестницей трезвости». Может быть, они эти слова говорили для нас, для представителей городского хурала, мэрии, СМИ? Трезвость и здоровье – производные. На самом деле – это лестница Просветления. Паломничество, хадж – называйте как угодно. Внутренняя, изначальная цель – Очищение и Просветление.
Строительство этой лестницы отчасти и национальный вопрос. Но в том смысле, что ребята озабочены состоянием нации, пытаются помочь своему народу.
Автор данного материала тоже считает, что священные горы помогают людям, которые относятся к ним с уважением.
Но эта лестница – только часть работы. Хотя, безусловно, очень важная. Кстати, на своей странице ВКонтакте ребята выложили: «Кто первым назовет точное число построенных ступенек на гору Догээ, тот получит приз от ЧО. Место и время получения приза - на втором бугорке горы Догээ в следующую субботу, примерно в 12 часов».
По сути – приглашения для работы! Ну, а тайну ступенек можно и раскрыть, все равно быть первым уже не удастся. Первый пролет - 125 ступенек, к концу воскресенья второй пролет составлял 53 ступеньки.
Что делали городские власти на горе
Поднять хотя бы одну доску и принести воды работающим, конечно, благое дело. Но не только для этого ведь поднимались на гору?
Часто говорят, что действия Сыновей Народа нелегитимны. По сути, этот подъем был признанием и легитимизацией. Дина Оюн интересовалась, чем город может помочь их работе. Вот, например, сейчас открывается много пивных баров. Там нет никаких условий: нет туалета, горячей и холодной воды. Как они могут вообще работать? Сиюминутная выгода бизнесмена создает большие проблемы для города. И это как раз работа для городских властей. Некоторые магазины были оштрафованы десятки раз, но продолжают работать. Значит, надо проверить эффективность нормативно-правовой базы.
Али Кужугет, Ренат Ооржак полагают, что надо только объяснить этим предпринимателям пагубность их действий, и они сами откажутся от продажи алкоголя. Говорят, что в двух селах Тувы такое уже произошло. Но, если честно, сами откажутся далеко не все. А соблюдение закона уже реально сможет снизить потребление алкогольной продукции.
Кстати, и полиция вполне в курсе деятельности Сыновей. Очень часто Сыновья Народа только фиксируют нарушение и сообщают о нем в полицию. И когда идет конфискация нелегального алкоголя – это, по сути, уже работа именно полиции.
Полагаю, что о рейдах движения, о других их акциях мы еще не раз будем писать. В тех материалах будет и более подробное изложение идей и принципов. Ну а завершить материал надо бы обращением Сыновей Народа:
«Всех друзей, коллег, знакомых, болеющих за будущее нашего любимого Кызыла, и неравнодушных граждан приглашаем принять участие в строительстве «Лестницы здоровья» на горе Догээ, каждые субботу и воскресенье с 10:00 до 16:00!!!!»
Тот, кто поднимается в горы, – становится выше себя вчерашнего. А тот, кто помогает подняться другим, – становится чище.
|
|