|
Радоница - весенний праздник поминовения умерших, приходится на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Фасмер считал наиболее приемлемым понимание Радоницы как праздника радостного пасхального поминовения мёртвых, полагал, что корень «рад» - как в словах «радоваться», радость». Это полностью отвечает христианскому восприятию Пасхи, имея в виду радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении.
Духи предков будут очень озадачены
Обычаи прежних лет интересны и познавательны, уводят в мир древних легенд и преданий. Наверное, сейчас никто не будет пускать по течению реки скорлупки крашеных яиц, полагая, что они прибудут к погибшим предкам целыми яйцами.
Посетить кладбище, прибрать могилы, вспомнить умерших родственников – обычно этим сейчас всё и ограничивается. Впрочем, некоторые еще ухитряются пытаться споить предков. Лить водку на могилы им кажется нормальным. Давайте посмотрим на это с точки зрения логики.
Никто ведь не представляет, что под землей находится живой человек, который будет губами ловить просочившиеся капли? Значит, пытаются напоить духа? Ну ладно, представим, что, по мнению этих людей, душа человека в этот день пришла на могилу. Если умерший жил хорошую и праведную жизнь, не был алкашом, то он, должно быть, удивляется и горюет: зачем его пытаются напоить? Если умерший был пьяницей, то он тоже горюет – вон сколько водки, а выпить ее он не может – бестелесные души не потребляют. И тот, и другой предок задумаются, кого же они вырастили, почему их родня так плохо к ним относится.
Впрочем, это только логика. А что скажет на это священник? Праздник-то православный, значит главный эксперт в этом вопросе - православный священник.
Вложить все силы в молитву
Каждый из нас в свое время терял близкого человека. Естественно, в поминальный день мы вспоминаем о них, думаем, что еще можно для них сделать. Отец Ефрем, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Кызыльской епархии, скажет, что мы сейчас можем сделать.
«Если наши близкие заболевают, мы стараемся им помочь, посещаем в больнице, покупаем лекарства. Через эти хлопоты мы выражаем им свою любовь. Усопший человек не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.
Мы же понимаем, что человек не исчезает как личность после остановки сердца и смерти мозга. Кроме тела (временной оболочки) он имеет бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). Суть человека составляет именно душа. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого. И раз наш ближний бессмертен, он и за чертой земной жизни нуждается в нашей помощи и поддержке. Вы спрашиваете, чем мы можем помочь ему?
Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Им не нужны дорогие надгробия, пышные поминки и прочее. И нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла. Мы знаем, что человек способен быть причастным к жизни вечной, что жизнь продолжается, но в ином качестве. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (1 Кор. 13: 8).
Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу (уныние – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! Унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все силы вложить в молитву».
Поминальный день – это не тризна!
Во все времена люди теряли близких, и существовали разные обряды погребения. В языческие времена частью погребального обряда была тризна. Она состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Главное назначение - отогнать злые силы от живущих.
Понятно, что песнями и плясками сейчас на кладбище никто не будет заниматься. А что надо делать?
Отец Ефрем полагает, что за длительный период богоборчества были забыты многие традиции, исказилась суть поминовения. Радоницу еще многие помнили, приходили на кладбище в этот день. Но в церковном календаре есть достаточно дней особого поминовения усопших - родительских суббот. Радоница – это не какой-то особенный праздник. Просто со дня Пасхи не бывает заупокойных молитв. А во вторник Фоминой недели поминовение возобновляется.
Только вот поминальные традиции до недавнего времени помнили немногие. И порой благочестивые христианские традиции бывали подмененными чисто языческими обычаями. Пьянку на кладбищах можно рассматривать как элемент языческой тризны. Среди обычаев, отвергаемых церковью, - оставлять на могилах еду и пасхальные яйца. Ну а что касается якобы благочестивой традиции ставить стопку водки, чёрный хлеб и фотографию - это уж совершенное проявление язычества.
Тем не менее, на Фоминой неделе мы идем на кладбища. Что там нужно делать? Отец Ефрем говорит, что на христианском кладбище могилы людей, ожидающих будущего воскресения, должны содержаться в надлежащем порядке. На могиле должен быть установлен крест – образ Креста Христова, благодаря которому мы имеем надежду на спасение. Он может быть изображён на могильной плите или установлен над надгробием. «В православной церкви принято умерших людей называть усопшими, - говорит священник, - это не случайно. Слово «усопший» происходит от слова «успение», а успение – однокоренное слово глаголу спать. Спаситель даровал нам вечную жизнь, и поэтому могила является лишь временным пристанищем. Долг каждого христианина - содержать могилу близкого ему человека в порядке. Над могилой православного христианина крест символизирует, что под ним в земле сокрыто семя, готовое произрасти к новой жизни. Ставится он всегда в ногах усопшего. Необходимо следить, чтобы крест никогда не покосился, был ухожен и своевременно окрашен».
Что христиане могут делать в Радоницу?
Ну вот, место захоронения уже вполне приведено в порядок. Что же делать на кладбище в Радоницу? Отец Ефрем говорит, что прежде чем отправиться на кладбище, следует посетить храм, подать записку о поминании усопшего, если человек был православным христианином. Если усопший был некрещеным или представителем другой конфессии, другой веры, о нем следует молиться только частным образом, церковное поминовение не совершается. Придя на могилу, прежде всего следует зажечь свечу и совершить установленную церковью литию. Хорошо бы для этого пригласить священника, но если нет возможности, можно ограничиться её кратким вариантом, текст которого есть в молитвослове. Обычно на городском кладбище Кызыла в этот день находятся священники. И можно позвать одного из них, чтобы он совершил литию. После этого нужно просто некоторое время побыть рядом с могилой в молчании, вспоминая усопшего. Всегда, кроме молитв об упокоении души усопшего, большую пользу приносят ему добрые дела, сделанные нами от его имени. Милостыня, творимая в память об усопшем, приносит ему пользу.
А что делать, если ваши близкие похоронены не в Кызыле? Если вы никак не сможете посетить их могилы в этот день? Наверное, есть кто-то из родственников, которые живут ближе и смогут прийти на кладбище. А вы сами, как считает отец Ефрем, можете сделать очень многое. Вы вполне можете подать записку на церковное поминовение, можете сами молиться, можете раздать милостыню в память о них. И это уже будет очень хорошо.
Радоница - праздник радости и за ушедших из земной жизни, но вселившихся в жизнь вечную, и за живых, получивших надежду бессмертия. А чувство радости появится от осознания пользы, принесённой нами усопшему.
|
|